Детские сады для детей с ДЦП, Аутизмом и задержкой развития - Санкт-Петербург

Гарри. Мальчик-который…

Гарри

Мы познакомились с Гарри прошлым летом. К этому времени он уже посещал Центр практически ежедневно, однако адаптация затягивалась и протекала не так благополучно, как хотелось бы.

Буквально все вокруг пугало Гарри – и незнакомые люди, и новые пространства, и слишком высокие для его возможностей требования, и разлука с мамой.

Первые занятия проходили не в кабинетах специалистов, а там, где Гарри находился в конкретный момент, так как любые перемены (в том числе. перемена кабинета) отнимали слишком много энергии: мы занимались в спальне, на подоконнике, в коридоре.

Изначально нашей целью не было обучение его в общепринятом понимании (сенсорные эталоны, навыки самообслуживания, предметные действия и т.д), в течение долгого времени мы вместе учились жить эту жизнь, такую изменчивую, непредсказуемую и странную.

Мы изучали пространство Центра, детей и взрослых, которые там есть, игрушки, мебель и правила. На какое-то время один из педагогов превращался в проводника для Гарри, ходил вместе с ним и рассказывал о том, что происходит вокруг. И что самое важное – объяснял, что происходит с самим Гарри в тот или иной момент времени («тебе страшно сейчас, так бывает», «ты злишься на меня»), учил адекватно выражать свои чувства.

Постепенно Гарри расширил привычную для себя территорию, стал более спокойным, заинтересованным в том, что происходит вокруг. Он полюбил занятия, четко знает, где и с каким специалистом он занимается. В группе Гарри еще не играет с детьми, но охотно повторяет за ними игровые действия позже, подчиняется общим для всех правилам, хотя может быть с ними не согласен (появилась возможность договориться).

На занятиях педагоги стали слышать отдельные слова – «да», «нет», «еще», да и проявление эмоций стало более дифференцированным – всегда понятно, когда Гарри злится, когда расстроен, а когда рад и хочет играть. Да и сама структура занятия стала более четкой, понятной (сначала одно, потом другое). Стали возможны занятия за столом. Гарри заинтересовался ножницами и очень старается подчинить для интересной деятельности непослушные руки.

Если в начале работы у нас были сомнения – понимает ли Гарри обращенную и контекстную речь? – то сейчас никто не сомневается – понимает. Да, бурные аффективные реакции все еще существенно тормозят процесс социализации, но с каждым днем мы вместе учимся справляться с ними, учимся общаться, дружить и быть с другими.

Автор – Анастасия, психолог ДЦ “Светлый Город”, педагог Гарри.

Мобильная Благотворительность - помощь нашему центру