Детские сады для детей с ДЦП, Аутизмом и задержкой развития - Санкт-Петербург

Настя. К миру из глубины

История одного успеха

Настя

Год назад я познакомилась с Настей. Ей тогда было 5 лет, она любила петь и рисовать. Только вот песни ее – автоматическое повторение услышанного на радио. А рисунки – нервные росчерки на бумаге. У Насти тяжелая форма аутизма. Она не понимала речь и не могла общаться, не просилась в туалет, все свое время проводила в коридоре, для рисования выбирала только черный цвет и не останавливалась, пока весь лист не будет исчиркан. Если кто-то пытался нарушить заведенный ею порядок, она оглушительно визжала, могла начать бить и душить себя. Вся ее деятельность выглядела как бессмысленное хождение из угла в угол.

Так было год назад, когда она пришла в наш центр.

Настя ходила к нам нечасто: всего 3 раза в неделю по полдня. Из-за ее криков это время было очень тяжелым для остальных воспитанников сада, поэтому мы выделяли ей отдельного воспитателя, чтобы в случае истерики отвести ее подальше от группы (в саму групповую комнату она заходить отказывалась). Да и взрослым с ней было тяжело: трудно учить ребенка, который противится какому-либо воздействию, в знак протеста нанося себе травмы; продвижение которого идет так медленно, что почти не заметно; который каждые месяц-два-три теряет все свои навыки по причине болезни или просто длительного отдыха.

Главное, что мы делали – это учили Настю общаться. За этими простыми словами стоял огромный труд: она должна была пустить взрослого в свой закрытый мир, научиться понимать свои желания, научиться выражать их словами, научиться находиться рядом с другими детьми, научиться вступать с ними в контакт, научиться играть, научиться выражать свои чувства. Тысяча «научиться» и всего одна маленькая испуганная девочка… Но тем дороже успех, которого Насте удалось достичь. Она научилась пользоваться туалетом и перестала бояться воды; ее рисунки теперь яркого цвета; она может по несколько часов находиться в группе с другими детьми и играть с ними, на прощание она говорит маме «я тебя люблю»…

Теперь Настюша реагирует на зов, выполняет просьбы, адекватно ведет себя среди других людей, с удовольствием занимается, интересуется новыми вещами и действиями. Если ей чего-то хочется или что-то беспокоит, она высказывает просьбу словами, причем в речи появились слова «я», «моя». Она стала больше доверять окружающим, иногда даже сама придумывает игры и приглашает в них других детей. Теперь это спокойная, тихая, послушная девочка.

У Насти даже появилась подружка Вероника. Это говорит о том, что Настя стала выделять среди окружения отдельных людей и пытается строить с ними отношения, причем на уже достаточно высоком уровне, предполагающем учет интересов друг друга. Именно в этом – в адекватном взаимодействии с другими людьми, в налаживании человеческих связей, в умении понимать других и быть понятым самому – я вижу главный смысл того, что мы делаем. И я считаю, что у нас это получается”.

Автор: Надежда Самойлова

Мобильная Благотворительность - помощь нашему центру