Детские сады для детей с ДЦП, Аутизмом и задержкой развития - Санкт-Петербург

Психолог центра реабилитации детей ДЦП

Климова Александра

Климова Александра, детский психолог Центра реабилитации «Радуга»
РГПУ им. Герцена, психолог-дефектолог.

Дополнительные квалификации: песочная терапия, арт-терапия, психолог-консультант по работе с детьми и родителями, воспитывающими «особых» детей, психотерапия (ИМАТОН, социальная школа КАРИТАС, Межрегиональная ассоциация психологов-практиков «Просто вместе», ВЕГИ)

Обучение игре, общению, развитие внимания, интеллекта, коррекция поведения

О себе:

Наши главные учителя – это дети

Свою профессиональную деятельность я начинала в коррекционном саду как психолог для детей с интеллектуальными нарушениями. Более 10 лет я работаю с дошкольниками и их семьями, регулярно прохожу обучающие программы и тренинги. Но главные учителя – это мои маленькие ученики, стимулирующие меня к вечному поиску и освоению новых областей науки.

За более 10 лет работы с «особыми» детьми, я убедилась – необучаемых детей не бывает

Любого «особенного» ребенка при своевременном педагогическом и медицинском вмешательстве можно поднять на ступеньку выше. Вторая истина в основе моей работы – это принятие, которое важнее исправления. Все наши усилия принесут плоды только тогда, когда мы признаем право ребенка на инаковость и свой путь в жизни. Все мы – и взрослые, и маленькие люди – стремимся быть любимыми, чувствовать себя в безопасности, свободно общаться и выражать себя, ставить интересные цели и идти к ним уверенно и радостно.

На занятиях важен не диагноз ребенка, а его личность

На занятиях я использую понятный для ребенка язык игры и сказки, с использованием песка, пластилина, глины, красок, бумаги. Наше общение с ребенком проходит в доброжелательной и доверительной обстановке в специально оборудованной детской комнате. Помощь заключается в том, чтобы способствовать раскрытию ребёнка, ещё не в полной мере способного выражать себя словами.

С детками, имеющими серьезное отставание в развитии, я занимаюсь коррекцией сенсомоторной сферы, стимулирую появление познавательного интереса, вызываю речь игровыми методами. Моя позиция – идти не от диагноза ребенка, а от его личности. Стараюсь почувствовать, что ему интересно, на какие сохранные сферы можно опереться.

Основные цели и задачи, которые я ставлю на занятиях с «особыми» детьми

Если попробовать обобщить, то я бы выделила 4 основные сферы, над которыми работа ведется чаще и активнее всего:

1. Активное развитие коммуникативной стороны речи у ребенка

Бывает так, что ребенок говорит в техническом смысле, но при этом не разговаривает, то есть не может начать или поддержать беседу. Моя задача – восстановить именно коммуникативную сторону речи, научить общаться. Другая сторона этой же проблемы – неговорящие, но «общающиеся» дети. Здесь работа направлена на вызов звуковой речи и поддержку уже существующей коммуникации.

2. Развитие психических процессов (внимания, мышления, памяти)

Независимо от уровня развития ребенка, на занятиях используются упражнения на развитие всех видов чувствительности: зрительных, слуховых, тактильных, обонятельных, вкусовых и проприоцептивных ощущений. Это база, без которой невозможно полноценное развитие, и особенно она необходима гипер- и гипосензитивным деткам.

Для того чтобы в будущем наши дети начали читать, считать и писать, мы сначала должны их научить играть в простые, но очень полезные игры: ознакомление и осознание своего тела в пространстве, знания о цвете, форме, величине, весе и т.д. Каждое занятие отрабатываются графомоторные навыки: детки учатся работать с раскрасками, рисовать по точкам, по большим трафаретам, учатся не выходить за контур. А главное, у них всегда есть выбор: на каком листе будем рисовать – огромном ватмане или маленьком листочке, и чем – красками, мелками или карандашами.

Постепенно дети переходят от игр к дидактическим заданиям. Мы ищем отличия на картинках, внимательно вслушиваемся в текст, чтобы не пропустить загаданное слово, запоминаем расположение и количество игрушек на столе. Учимся выделять неподходящий предмет, разбивать предметы на группы по определенному признаку, составлять из серии картин «мультик» и многое другое.

На занятии учитываются потребности возрастного периода, интересы ребенка: мы очень много поем, двигаемся, рисуем, лепим – таким образом ребенок находится в мультисенсорной среде. При этом все упражнения взаимосвязаны, логически дополняют друг друга.

3. Овладение навыками игровой деятельности

Игра – основа мыслительной деятельности, воображения, творчества, познания, обучения и общения. Кроме того, в игре решаются многие эмоциональные проблемы, сбрасывается напряжение, снимается агрессия.

4. Работа над поведенческими и эмоциональными проблемами

Многие детки приходят на терапию с зашкаливающей тревогой, депрессивными переживаниями, агрессивностью. Специальные занятия помогают проявить истинные чувства и потребности ребенка. В песочнице, на листе бумаги, игре с куклами, с глиной намного проще показать свои переживания, чем вербально их обозначить. Детям, в отличие от взрослых, осознание своих трудностей и проговаривание не всегда требуется. Их игра скажет намного больше.

Самое главное в работе с «особыми» детьми – постоянный контакт с родителями Воспитание малыша с особенностями развития – это ежедневный труд, и очень важно поддерживать всю семью на этом непростом пути. Родителям просто необходима психотерапевтическая помощь как индивидуальная, так и группа поддержки.

Качественная родителей над самими собой, их собственной семейной системой всегда приносит быстрые и очень эффективные результаты в развитии ребенка.

Для меня самым важным в работе является контакт с родителями, поиск ресурсов в семье для полноценной и счастливой жизни.

Сад "Светлый Город"
8(911)2793029 и +7(812)612-20-69
Санкт-Петербург
ул. Зайцева д. 41 БЦ «Румб»
ст.метро Кировский завод
Сад "Радуга"
8(964)380-50-02
Санкт-Петербург
ул. Большая Десятинная д. 18, к.2
ст.метро Удельная, Озерки

8(911) 279-30-29