Альтернативная и дополнительная коммуникация как помощь при проблемном поведении у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Очень часто у «особых детей» наблюдаются «проблемы» с поведением, которые причиняют массу хлопот взрослым. Зачастую взрослые не задумываются о причинах такого поведения и просто хотят его устранить.
Проблемным поведением называют поведение, которое представляет опасность для ребенка и его окружения, а так же препятствующее интеграции ребенка в социум и нарушающее/усложняющее процесс обучения.
Дети с тяжелыми множественными нарушениями ограничены в каналах коммуникации, поэтому довольно часто они для коммуникации используют поведение и телесные реакции.
Проблемное поведение у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития может проявляться различными способами:
– истерики;
– агрессивное поведение, в т.ч. самоагрессия;
– аутостимуляции;
– стереотипное поведение;
– неадекватное поведение;
– отсутствие сотрудничества.
Причин такого поведения множество, например: органические и физиологические проблемы (часто нарушения сна, функций желудочно-кишечного тракта, боль); крайне редко существующие истинные нарушения влечений; формы поведения, способствующие разрядке напряжения; трудности осознания (напряжение – потребность – мотив – деятельность), трудности саморегуляции; возрастные кризисы в развитии; неразвитость самосознания (что со мной происходит?); трудности в системе восприятия (сенсорные проблемы) и эмоциональные трудности; трудности в коммуникации – чрезмерная зависимость ребенка от взрослого, формы общения; трудности в ориентации и организации целенаправленного поведения; негативный опыт; неадекватность требований; отсутствие целенаправленного обучения и воспитания, отсутствие границ; когнитивные трудности, в том числе когнитивная негибкость; замедленность в обработке информации.
Альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК) – это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи неё удовлетворительно объясняться.
При использовании АДК с детьми с ТМНР для снижения риска возникновения проблемного поведения можно использовать проактивные стратегии: изменение окружающей среды, предоставление визуальных сигналов и предсказуемых рутин, обучение альтернативному поведению/навыку, обучение стратегиям успокоения, предоставление выбора ребенку. В исследованиях Bopp, Brown & Mirenda, было выявлено, что дети, с которыми для облегчения понимания происходящего использовали визуальные расписания и визуальные схемы для решения проблем, очень быстро учились ими пользоваться и это снижало число эпизодов нежелательного поведения.
Необходимо помнить, что любое проблемное поведение является формой коммуникации. И его необходимо изучать.
5 вопросов, которые могут вам помочь понять, почему возникло проблемное поведение и как его можно скорректировать:
1. Когда ребенок наиболее склонен к проблемному поведению?
2. Какие события предшествуют проявлению проблемного поведения?
3. Какие функции выполняет проблемного поведение?
4. Что хочет донести ребенок, с помощью проблемного поведение?
5. Когда человек наиболее успешен, а следовательно менее подвержен проблемному поведению?
Если проблемное поведение уже разворачивается, то есть реактивные стратегии, такие как: использование четких правил, введение кратких перерывов для успокоения, использование визуальных схем для решения проблем.
Лучший результат достигается в ситуации, когда окружение пользователя поддерживает практику использования АДК, умеет правильно реагировать на коммуникативные инициативы пользователя, создавать ситуации, в которых пользователь мог бы применять эти средства общения и проводить обучение в процессе повседневного взаимодействия. В таких случаях применение альтернативной и дополнительной коммуникации помогает снизить риск возникновения проблемного поведения.
Автор: Жихарева Мария — дефектолог-психолог центра «Радуга»

проект создан при поддержке Фонда президентских грантов