Детские сады для детей с ДЦП, Аутизмом и задержкой развития - Санкт-Петербург

Лащинская Любовь, педагог-психолог центра реабилитации детей ДЦП

Лащинская Любовь

Лащинская Любовь, педагог-психолог

ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, Институт педагогики и психологии, педагог-психолог, 2008 г.

Курсы повышения квалификации:
Педагогический университет «Первое сентября»:
«Навыки профессиональной и личной эффективности»

Институт практической психологии «Иматон»:
«Сказкотерапия в образовании, психологическом консультировании и бизнесе»
«Нейропсихопатологические нарушения у детей и взрослых»

Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования
«Центр обучения креативным технологиям, методам гуманизации бизнеса и образования»:
«Основы песочной терапии. Методология и технология работы»
«Образовательные игры на песке и психологическая песочница»
«Проектирование образовательных программ.

Дистанционный консультативно-образовательный центр для родителей детей-аутистов ипедагогов. «Альтернативные методы коммуникации»

Ключевыми направлениями работы и методики, применяемые мной в работе:

Сказкотерапия– это психотерапевтическое направление, с помощью которого ребенок может побороть свои страхи, негативные черты личности, а также оно воспитывает, развивает личность и,при необходимости, корректирует поведение.

Песочная терапия – одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

Диагностические методики (беседа, наблюдение, проективные методики)

Профилактическая и консультативно-просветительская работа с педагогами и родителями.

Психокоррекционная работа(групповые и индивидуальные занятия по социально –эмоциональному и личностному развитию)

Игры по развитию сенсомоторики и тактильной чувствительности

Моё профессиональное кредо:

«Не бывает «трудных» детей – есть дети , которым трудно. Помоги им!»

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»
В.А.Сухомлинский

Работа с «особым» ребенком всегда индивидуальна: индивидуальный подход, индивидуальная программа. Основное направление работы — это проведение диагностического обследования и индивидуальных психокоррекционных занятий с учетом специфики и степени трудностей у ребенка.

В современном обществе все чаще возникает проблема воспитания и обучения детей, имеющих особенности в развитии. Для таких детей характерны снижения познавательной активности, особенности восприятия, внимания, памяти, бедность запаса сведений об окружающем мире, слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и ее провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, частая смена настроения, тревожность – это приводит к тому, что дети не приобретают многих самых элементарных знаний, навыков и представлений. Поэтому такие дети нуждаются в особых методах коррекции психоэмоционального здоровья. Опыт работы показал то, что наиболее важно, в развитии и организации коррекционной работы с детьми, имеющих подобные проблемы, использовать нетрадиционные формы работы.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-,сказко-, изо, глина, фото-, куклотерапия- и др). Очень интересной и эффективной педагогической технологией, которую я применяю в своей работе, является песочная игротерапия.

«Самая лучшая игрушка для детей – это кучка песка!» – сказал великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский. Первое место, куда ведет мамочка своего малыша – это песочница. Здесь ребенок может долго пересыпать песок из лопатки в ведерко, делать «куличики» или просто брать песок в кулачок и наблюдать как он высыпается.

Нет ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, живее и объемнее, чем игры с песком.

Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит… Но именно это простое действие хранит уникальную тайну – нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх.

Игра с песком – это естественная и доступная для ребенка с ограниченными возможностями здоровья форма деятельности. Именно поэтому, я использую песочницу в развивающих и обучающих занятиях.

Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи коррекции, и главную задачу развития речи.

Ребенок, тем более с особыми потребностями в развитии, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он учится самостоятельно преодолевать трудности.

Игры с песком необходимы для детей с ОВЗ, они:

– развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
– снимают мышечную напряжённость;
– помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;
– развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);
– стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;
– позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;
– преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;
– совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
– способствуют расширению словарного запаса;
– позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
– способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;

Метод песочной терапии можно использовать в работе с детьми, начиная с раннего возраста. Каждый раз, готовясь к занятиям, я удивляюсь, на сколько безграничны возможности песка. Он отлично подходит, как для годовалых малышей, которые только начинают узнавать побольше об окружающем мире, так и для детей, готовящихся к школе. Любую развивающую, терапевтическую или коррекционную программу можно переложить на песок. Будь то работа со страхами, тревогой, развитие коммуникативных навыков, обучение чтению, счету или знакомство с окружающим миром.

В заключении, хотелось бы закончить такими словами, которые точно опишут те чувства, которые я испытала, начав работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья:

Мир «особого» ребенка интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен,добродушен и открыт.
Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка –он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка допускает лишь своих!

Каждый раз, приходя на работу, я понимаю, что на меня возложена особая миссия и огромная ответственность за обеспечение каждому ребенку с особыми образовательными потребностями высокого качества образовательных услуг с учетом его индивидуальных потребностей.

Поэтому, в своей профессии детского психолога главным считаю – помочь ребёнку уметь приспосабливаться к окружающему миру и уметь взаимодействовать с ним.

Мобильная Благотворительность - помощь нашему центру