Детские сады для детей с ДЦП, Аутизмом и задержкой развития - Санкт-Петербург

Логопед-дефектолог центра реабилитации детей ДЦП

Козакевич Юлия

Козакевич Юлия, логопед-дефектолог
Образование: Псковский Государственный Университет.
Специализация: Развитие мышления, речи, коммуникации, обучение детей игре, письму и чтению.

О себе:

Обучение «особых детей» направлено на развитие осмысленных (а не просто правильных) представлений и мире и практических навыков

Обучение «особого ребенка» проводится методом предметно-практической деятельности учащихся с речевым сопровождением и направлено на выработку пусть примитивных, но осмысленных, правильных представлений по пройденному материалу, и практических умений. А так как мы все разные, то и подход к деткам осуществляется индивидуально.

В моей работе, пожалуй, можно выделить две основные цели:

1. Компенсировать дефицит общих знаний. Это коррекция и развитие навыков самообслуживания, ориентация в окружающем мире, умение общаться с другими людьми;
2. Восполнить развитие речевого аппарата, обучить грамоте, чтению, моделированию, игре.

Для детей с ДЦП особенно важно формировать потребность в общении

В процессе работы с детьми с ДЦП, на мой взгляд, необходимо с первых дней целенаправленно формировать потребность в общении, используя различные средства коммуникации: взгляды, мимика, жесты, вокализация.

Также важно не забывать обучать ребенка захвату и удержанию предметов, в процессе которых развивается ручная умелость и зрительно-моторные координации. Для этого я провожу обычный массаж и логопедический массаж. Ведь зачастую у таких деток недостаточное кровоснабжение, и это мешает полноценно заниматься и развиваться.

Занятия с детьми с ДЦП – это разнообразные игры на движение, снятие мышечных зажимов, координацию, познание тела и окружающего мира

Все занятия проходят в игровой форме. Это игры на сенсорном мяче, позволяющие не только снять мышечные зажимы, но и расширить представления об окружающем мире через тактильные ощущения. Игры с телом, которые приводят к развитию двигательных возможностей, улучшению координации движений и познанию собственного тела, игры с участием звучащих предметов и книг для развития слухового восприятия.

У детей с расстройствами аутистического спектра я много работаю над системой восприятия

Работа с детками с аутистическим спектром основывается на развитии восприятия: слухового, тактильного, зрительного. Безусловно, обучение проходит в процессе игровой терапии. Играем с крупами, ватой, водой, материалами различной консистенции и природы происхождения, музыкальными предметами.

У аутистов очень часто наблюдаются стереотипные движения (вращание, прыжки, хлопки и т.д.), которые я использую на занятии как познание ребёнком самого себя, границ своего тела и окружающих его людей.

Ключевым моментом является арт-терапия, которая позволяет проникнуть во внутренний мир ребенка. В своей работе я использую основные принципы арт-терапии: погружение в творческое состояние с помощью рисования и музыки, лепки, аппликации. В результате снижается агрессии, ребенок постепенно выходит из состояния аута, «включается».

Дети с задержками в развитии (ЗПР и ЗРР) часто очень подвижны и нуждаются в частой смене заданий – это помогает задействовать сразу все сферы развития ребенка на одном занятии

У детей с ЗПР внимание неустойчивое, снижена память, слабо развито воображение, дети отличаются большой подвижностью, поэтому они нуждаются в частой смене заданий, и это хорошо практикуется на моих занятиях: начинаем активно, с зарядки, а заканчиваем –прослушиванием музыки или составлением рассказа по картинкам.

В работе с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) и задержкой речевого развития (ЗРР) тоже очень полезны элементы арт-терапии. Лепка помогает справиться с агрессией, составление коллажей из различных материалов знакомит ребенка с окружающим миром.

Кроме того, я использую музыкальную терапию (прослушивание композиций, игра на инструментах) – она способствует развитию слуха, умению различать звуки и узнавать по ним предметы – любые, а не только музыкальные. Игра на музыкальных инструментах и пальчиковые игры прекрасно развивают мелкую (тонкую) моторику, а это напрямую связано с развитием интеллекта и речи.

Для разработки крупной моторики, координации и управления собственным телом хорошо подходят физические упражнения: ходьба, бег, прыжки и т.д.

Наша цель – вывести ребенка к норме развития, несмотря ни на какие преграды!

Если есть желание и готовность, то можно добиться больших успехов, несмотря на предпосылки и диагнозы врачей. Ведь наша цель вывести ребенка на школьный и бытовой уровень, несмотря ни на какие преграды. Будем рады видеть вас на занятиях в наших центрах!

Мобильная Благотворительность - помощь нашему центру