Детские сады для детей с ДЦП, Аутизмом и задержкой развития - Санкт-Петербург

Методика Монтессори при нарушениях зрения

Каждому ребёнку от природы дано быть умным и успешным человеком. Задача взрослых – просто помочь малышу раскрыть свой потенциал, научить его самостоятельно постигать мир.

Даже здоровым детям сложно ориентироваться в современном мире знаний, а как быть детям с ограниченными возможностями здоровья? Небольшое снижение остроты зрения в младенческом возрасте задерживает способности различать и запоминать форму, величину и цвет окружающих предметов, оценивать их местоположение и рассматривать движущиеся объекты. Взрослый, сняв очки, всё равно отличает по очертаниям один предмет от другого. У него есть опыт и знания. У маленького ребёнка практически нет зрительного опыта, знаний, а нарушение зрения мешает ему приобрести их. Вот почему малышу без специальных занятий и коррекции зрения трудно определить, является ли то, что перед ним предметом, или это просто цветовое пятно.

Девиз Монтессори – педагогики: «Помоги мне это сделать самому». И именно этот принцип является основополагающим в использовании методики Монтессори при нарушениях зрения.

Суть метода Монтессори – свободная работа детей в подготовленной среде. Ребёнок играет ведущую роль в своём образовании и воспитании, которое строится по его возможностям и интересам. Он сам выбирает себе деятельность по своим внутренним потребностям и желаниям. Монтессори – педагогика ориентирована индивидуально на каждого ребёнка, что позволяет детям развиваться в своём собственном темпе.

Монтессори материал не служит наглядным пособием, он является средством самообучения. При манипулировании с материалом к зрительным и слуховым ощущениям добавляются ещё и моторные (моторная память). Руки, как инструмент познания, помогают детям овладеть миром.

М. Монтессори создала множество дидактических игр специально для детей с нарушением зрения,которые успешно используются в коррекционной работе с детьми. Это «Рамки с застёжками», «Шнуровка», «Перекладывание бусин пинцетом», «Штриховка», «Рамки-вкладыши», «Фигуры из гвоздиков», «Цифры из шершавой бумаги» и др. Эти упражнения способствуют развитию глазомера, координации движений, овладению пространственной ориентировкой, развивают зрительное восприятие, зрительное внимание, остроту зрения, глазодвигательную и прослеживающую функцию зрения.

Большинство детей с нарушением зрения имеют низкий уровень осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания, как средства замещения недостаточности зрительной информации. Педагоги монтессори используют специальные коррекционные упражнения, включающие осязание, мелкую моторику.

При нарушении глазодвигательной функции при амблиопии и косоглазии затрудняется восприятие объектов, расположенных на различном расстоянии, обозрение окружающей действительности и формирование зрительных и пространственных образов. Большое значение для развития глазодвигательной функции имеют специальные упражнения, в процессе которых формируются восприятие предметов, оценка их размеров и взаимоотношение между ними.

Действия с предметами разной формы, часто составляют основу упражнений Монтессори и способствуют развитию глазомера, координации движений, овладению пространственной ориентировкой. Это такие игры, как «Сложи узор», «Розовая башня» и др.

Большую помощь в коррекционной работе оказывают классические Монтессори – материалы: «Штриховка», «От точки к точке». При косоглазии в связи с нарушением остроты бинокулярного зрения у детей возникают трудности при письме. Дети не могут чётко определить границы изображённого объекта при раскрашивании. Эти упражнения как раз направлены на коррекцию таких нарушений.

Используя в работе с детьми с нарушением зрения методику Монтессори, специалисты отмечают, что у детей повышается острота зрения, улучшается клиническая картина офтальмологического заболевания. При лечении на офтальмологических аппаратах дети стали более сосредоточенными. В то же время, был отмечен достаточный уровень подготовленности детей к обучению в школе, вследствие того, что у них посредством целенаправленных занятий были развиты такие важные качества характера, как аккуратность, усидчивость, развита мелкая моторика, сформированы произвольное внимание, наглядно-образное мышление, воображение. В результате работы с автодидактическим материалом в развивающей предметной среде дети стали более независимыми, самостоятельными, адаптированными. Психологический комфорт, хорошо продуманная среда благотворно повлияла на психологическое состояние детей, оказывая тем самым терапевтическое действие.

Работая в развивающей Монтессори – среде дети не только развивают свой интеллект, но и растут до потолка своих возможностей, всё выше и выше поднимая эту планку. Свободная плодотворная работа приводит к тому, что растет самосознание и самоуважение ребенка, он становится спокойным и гармоничным, через самостоятельность развивается в самостоятельную личность.

Jkge5rpD0xY
aIyqEW_2lu4
Мобильная Благотворительность - помощь нашему центру