Детские сады для детей с ДЦП, Аутизмом и задержкой развития - Санкт-Петербург

Дарина. Девочка в зазеркалье

Дарина

У Дарины сложное нарушение развития, она почти ничего не умеет делать сама: главное ее достижение – умение ходить с поддержкой – результат упорного труда специалистов и мамы Дарины, которая возит ее в лучшие реабилитационные центры. Дарина не говорит и почти не понимает обращенную речь. Но есть еще более сложная проблема: девочка не умеет общаться, у нее почти нет контакта с внешним миром. Звуки и слоги, которые Дарина может произнести, она не использует для общения с теми, кто ее окружает. С их помощью Дарина разговаривает сама с собой. Так часто бывает у детей, имеющих серьезные проблемы в развитии. Язык таких детей – язык звуков, движений – чаще всего непонятен никому из близких. Но он существует, это язык, на котором они общаются с собой, выражают себя. Задача в работе с Дариной – сделать так, чтобы она захотела общаться с другими, чтобы поняла, что это в принципе возможно, что она может быть услышанной и понятой. Это первая ступенька к тому, чтобы в дальнейшем обучить девочку взаимодействовать с внешним миром с помощью средств альтернативной коммуникации. Альтернативная коммуникация – важнейший инструмент, который дает возможность человеку, лишенному способности разговаривать, выражать себя, быть личностью, а не объектом воздействия. Но этим инструментом нужно уметь пользоваться.

Альтернативная коммуникация – это вовсе не планшет, озвучивающий голосом надписи на кнопках. Это прежде всего коммуникация, умение, которое заложено во всех человеческих существах от рождения, но которое у детей с нарушениями часто не находит развития и угасает. Задача специалиста, работающего с такими детьми, – формировать то, что обычно формируется неосознанно, чаще всего в младенческом возрасте, в общении ребенка с мамой.

Для работы с Дариной я использую метод интенсивного взаимодействия. В двух словах суть этого метода можно описать как общение с человеком на том языке, на котором он общается сам с собой. Общение – это радость и удовольствие, и ты можешь это ощутить. Вот главное, что я хочу донести до Дарины. Ей предстоит научиться развивать способность обращать внимание на другого человека, радоваться пребыванию рядом с ним. Ей предстоит понять, что она может влиять на то, что происходит с ней, делая выбор. Только после этого Дарина сможет понимать и использовать невербальную коммуникацию, а также осмысленно использовать те вокализации, которые у нее есть.

Параллельно готовится основа для введения альтернативной коммуникации при помощи пиктограмм. Перед появлением любимой игрушки Дарина видит ее изображение на фотографии. Так образ игрушки связывается с картинкой. В дальнейшем девочка будет учиться выбирать посредством картинок: во что ты хочешь играть? Что ты хочешь скушать? Чем хочешь заняться? А пока занятие с Дариной – это игра, в которой инициатива принадлежит именно ей, а я присоединяюсь к ее действиям, наблюдаю, пытаюсь выстроить диалог.

Светлана Лабуш, логопед Центра развития и реабилитации детей «Светлый город»

Мобильная Благотворительность - помощь нашему центру