Детские сады для детей с ДЦП, Аутизмом и задержкой развития - Санкт-Петербург

Истории наших детей

Василиса на занятиях у психолога

Василиса – тихая, серьезная девочка, очень сосредоточенная, с умными глазами. Она наблюдательна, при этом кажется скромной, даже немного застенчивой. Всегда с удовольствием занимается, чутко воспринимает музыку и с заботой относится к другим ребятам садика, совсем как взрослая.

О том, как проходят занятия Василисы, рассказывает наш психолог, Любовь:

“Развитие мелкой моторики ребенка – тонких движений кистей и пальцев рук – основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи.

Сказка “Репка” несет в себе огромный развивающий потенциал! Можно её не только прочитать, но и сопровождать рассказ показом фигурок. Добавьте в сказку несколько заданий – по одному на каждого персонажа – и получится прекрасная развивающая игра!

Сегодня Василиса сажала репку в манке, “поливала” ее, чтобы быстрее росла, пекла пироги с бабой из соленого теста, собирала бусы с внучкой, играла и сматывала клубочек с кошкой, кормила собачку Жучку и разбирала фасолевые зернышки с мышкой.

Василиса умница, легко справилась со всеми заданиями и помогла героям сказки вытащить репку. Правильно говорят, что без труда не выловишь и рыбку из пруда!”

Олег

Олег обычно парень активный, больше за побегать-попрыгать. Но тут его внимание привлек необычный теремок-сортер!

Из сортеров – это, несомненно, одна из лучших игрушек. В крыше сделаны отверстия в виде геометрических форм, которые соотносятся с основаниями зверушек.

Цвет каждого зверька совпадает с замочком и ключиком, на которые закрывается-открывается комната, где окажется фигурка.

Но чтобы зверек “провалился” в свою комнату, нужно совершить правильное действие над дверцей: где-то потянуть, где-то нажать, где-то поднять или опустить рычаг.

Ну и в завершение, нужно подобрать правильный ключ в замочку и выпустить, наконец, зверят на прогулку!

Вот такая интересная игра, которая смогла заинтересовать и надолго занять даже непоседу Олега

Оля Митрафанова

Оленька – еще маленькая, но невероятно интересная девочка!

Воспитатели и специалисты “Светлого Города” отмечают у нее прекрасные лингвистические способности, она очень хорошо слышит и запоминает слова на иностранных языках и любит петь песни на английском и японском. Она знает буквы и счет, умеет читать, любит подписывать картинки, да и сама рисовать.

Оля – человек, любящий точность. Фантазии ее аналитическому уму кажутся легкомыслием. Ее любимая область знаний – медицина. Она обожает играть во врача, “ставить” уколы и градусники. Она любит малышей и ведет себя с ними, как подобает старшей – нежно, но строго.

Говорят, среди аутистов немало гениев. Оля как раз такая – умная и сильная. Успехов тебе в твоих увлечениях, Оленька!

Егорчик-писатель

Егор – очень необычный мальчик. Его видят как мальчика-инвалида, слабослышащего и не говорящего. Мы знаем его как мальчика-героя и вундеркинда.

Егору всего 5 лет, но он успешно решает математические задачки за 3 класс начальной школы и набирает на клавиатуре связные тексты. Он умеет фантазировать, смеяться, общается знаками, любит музыку. Егор добрый, отзывчивый мальчик и с заботой относится к другим ребятам. Помните, как он утешал Ульяшу?

На прошлой неделе Егорчик сочинил сказку про Куцего Цукацика. Наши педагоги предложили Егору сделать иллюстрации к сказке. Егор решил, что лучше всего рисовать не кисточкой, а сразу всеми частями тела. В итоге все оказались перемазаны краской, но остались безмерно довольными!

В чем-то Цукацик напоминает самого Егорку. Ироничный, не по возрасту мудрый, маленький, вертлявый и до слез прекрасный Куцый Цукацик!

Гарри

Когда Гарри пришел в “Светлый Город”, это был очень тревожный мальчик, который совершенно не мог усидеть на месте. Его внимание было абсолютно рассредоточено, казалось, он плутает по комнатам – все признаки “полевого” поведения налицо.

За полтора месяца комплексной работы специалистов и воспитателей Гарри достиг колоссальных результатов! Теперь это спокойный и старательный ребенок, способный к обучению, игре, развитию. Так держать, малыш, мы все болеем за тебя!

Стасик и свечки

Стасик – уже известный для многих читателей мальчик. Раньше такой закрытый, замкнутый, серьезный, немного напуганный, аутичный малыш. Сейчас Стасик радует нас своими достижениями буквально каждый день!

В Радугу пришла новая девочка, Василиса. Стасик был одним из первых, кто решил с ней познакомиться и начать играть. Василиса, со своей стороны, тоже интересная девочка, и, как говорят воспитатели, сподвигла Стаса начать использовать речь не только дома, но и в садике.

Поверьте, для аутичных ребят – это очень большой шаг вперед! Есть немало случаев, когда дети, способные к речи, много и успешно разговаривали с родителями и годами ни слова не произносили за его пределами. Стасик же начал комментировать свои действия. Это еще не коммуникация – да, но это уже проявление потребности использовать язык хотя бы как средство номинации – обозначения, фиксации предметов в речи.

Еще недавно Стасик научился задувать свечку – к слову, это очень полезное упражнение.

Во-первых, задувание свечей – хорошее логопедическое упражнение, в котором участвуют губы (надо правильно сложить) и направленное дыхание (струю воздуха нужно выдохнуть в конкретном направлении с определенной силой).

Тренировка мышц лица и работа с дыханием понадобится для произнесения всех гласных и большей части согласных звуков. При этом, задуть свечу легче, чем выдувать мыльные пузыри, например, или надувать шарики (это вообще высший пилотаж). А быстрый и доступный результат – это всегда приятно!

Во-вторых, задувание свечей (вообще, любые действия с направленным, отрегулированным дыханием) очень успокаивает. Почему? Когда вы нервничаете, то сильно напрягаете мимические мышцы: сжимаете губы и зубы, хмуритесь, – а ваше дыхание становится быстрым и прерывистым. Чтобы задуть свечу, вам придется расслабить мышцы лица и успокоить дыхание, осознанно его направив. И вы переключаетесь с источника стресса на простое механическое действие, тем самым обманывая ваш истерично метущийся мозг. Хотя для этих целей я бы рекомендовала взрослым все-таки мыльные пузыри 🙂 На себе пробовала – действует лучше афобазола!

Но вернемся к Стасику. Задувание свечей – теперь одна из его любимых игр, но наши воспитатели не были бы собой, если бы не провоцировали Стаса показывать им, что он хочет еще задувать свечи! Стасику пришлось освоить кивание, чтобы игра продолжалась. И получается у него – с блеском!

В заключение, хочется отметить появившуюся у Стаса инициативность, готовность первым идти на контакт и все больше играть с другими ребятами (чем может похвастаться далеко не каждый взрослый дееспособный мужчина, между прочим!).

Молодец, Стас! Пусть у тебя все и дальше получается также замечательно и быстро на радость маме, папе и всем нам!

Женя на музыкальном занятии

Обычно Женя проявлял так называемое “полевое” поведение. Его взгляд ни за что особо не цеплялся, он просто слонялся по комнате или безучастно сидел на диване, иногда катался с горки. Как и Лева, весьма неравнодушен к воде.

При этом Женя понимает ряд инструкций и просьб, справляется с самообслуживанием и очень радуется, когда за ним приходит мама! Но вот “включить” его было непросто.

До вчерашнего музыкального занятия!

Егорик и Ульяша

На прошлой неделе что-то произошло, и Ульяша расплакалась. С девочками (независимо от возраста, да вообще – ни от чего!) такое иногда случается: вроде все в порядке, только что радовалась – и вдруг слезы. И так горько стало, хоть вой! Пока воспитатели думали, что же могло случиться, Егорчик просто все понял.

Дети чувствуют то, что взрослые читают в умных книжках. Там написано, что если у женщины вдруг стресс, то самая эффективная мера – это создать условия для выработки окситоцина, гормона любви.

Егор нежно обнял Ульяшу, как смог. И она сразу же успокоилась. И улыбнулась. Потому что рядом с такими супермэнами и плакать-то совсем не хочется

Стас -душа компании

Стасик – еще один замкнутый мальчик в нашем садике. Долгое время он предпочитал сидеть в сторонке, закрыв ладошками уши. Не любил, когда к нему подходили как дети, так и взрослые. При этом Стас всегда был довольно послушным и неплохо воспринимал обращенную речь. Прямо в лицо смотреть избегал, но делать – делал. На занятиях Стаса, между тем, обычно хвалили.

Но вот уже несколько дней сложно не заметить в нем перемены

В первую очередь, изменения были очевидны на занятиях музыкой. Если раньше Стас стремился с них удрать или забиться куда-нибудь, то теперь он спокойно сидит со всеми на диванчике перед пианино и даже начал участвовать в играх. Но это далеко не все его достижения за последнюю неделю!

Вчера, как вы помните, в Радугу приезжала Красная Шапочка. Больше всех к ней тянулся Леня, а Стасик держался поодаль. Но уже не в углу, как раньше, а так – на почтительном расстоянии. В это же время возле Стаса вертелся Егор. Смотрим, а Егор дает Стасу игрушечный телефон!

Стасик слегка опешил, но телефон взял. Улыбнулся. И Егор улыбнулся ему в ответ, а потом – шасть! И за штору спрятался, выглядывает

Сегодня Стас продолжил общаться с ребятами. В этот раз – с Левой. Левушка вообще парень довольно нежный, любит держаться за руку, с удовольствием бы залез к кому-нибудь на ручки! Стас, скорее, наоборот, мужчина серьезный, и лишний раз прикосновения не допускает. Но сегодня они с Левой немного “пообщались”. Судя по лицам ребят, “разговор” шел о чем-то очень важном, и взгляды их разделились. Может, спорили о политике?

А вот и наш герой!

Василиса и балерина

Василиса – смышленая, обаятельная и добрая девочка. Немножко скромная, даже застенчивая. Когда приезжали музыканты, Василиса тихонечко сидела на своем месте, не вставая. Василиса – моторный алалик, она почти не может пользоваться экспрессивной речью.

Но во вторник к нам приехала балерина – и Василиса преобразилась! Ее глазки замерцали радостным блеском, ножки на месте перебегали в такт музыкальной трели, детские (пока еще неуклюжие) руки изображали взмахи хрупких крыльев бабочки.

Юная балерина Анечка станцевала дважды, а потом пригласили потанцевать и Василису, которая тоже была одета в воздушную юбку. Счастью малышки не было предела! Она кружилась и плавно поднимала руки, очень стараясь повторить движения учителя балета.

Еще два видео – Василиса на занятии у логопеда Ксении, где идет плотная работа над фразовой речью Васюши. Если раньше она могла использовать язык только номинативно (называла предметы), то сейчас после плотной работы со специалистами и курса БАК, Васенька стала говорить короткими фразами, появились глаголы.

Медленно, но верно, борясь за каждое произнесенное слово, наша Василиса движется вперед! Пританцовывая

Стасик начинает играть

Стасик не раз и не два уже был героем наших новостей. И не зря! Ведь его достижения не перестают удивлять, радовать и вдохновлять!

Детям с аутичным спектром и задержками психического развития свойственно отсутствие сюжетно-ролевой игры. Вместо нее присутствуют стереотипии – навязчивое повторение одних и тех же действий. Стереотипии могут быть выражены в виде действий (катание машинки по одной траектории, складывание предметов в ряд в определенной последовательности, открывание-закрывание дверей, включение-выключение света и пр.), вербальными (слова, фразы, которые произносятся невпопад, часто излишне громко).

Стереотипия, по своему, полезна. Она спасает мозг от сенсорной перегрузки. Это что-то вроде приема “когда злишься, сделай глубокий вдох-выдох и сосчитай до 10”. Другой вопрос, что из стереотипии необходимо выходить, а не “зависать” в ней часами. И переключить ребенка со стереотипии на что-то другое бывает очень трудно и даже болезненно.

Выход из стереотипного поведения в настоящую игру – признак того, что ребенок способен его контролировать, управлять им. Это первый шаг к осознанности и нормальной жизни. Потому что если мне известны мои особенности, и я умею с ними работать, то они больше не властвуют надо мной. Не исчезают при этом, да, но именно я управляю ими, а не наоборот.

И Стасик начал играть в мяч. Не катать мяч самому себе, а отправлять его воспитателю и ждать обратной связи. Это игра, в которой есть правила, участники и очередность действий. Это просто отлично! И очень весело!

Команда мальчишек в Светлом Городе

Вчера в Светлом Городе произошло потрясающее событие!

Наши мальчишки объединились в банду и устроили настоящее игрище в сухом бассейне!

Главным зачинщиком всеобщего веселья стал Коля, который удивляет весь садик уже несколько дней. Аутичный, очень замкнутый, всегда сам по себе или наедине с любимыми музыкальными игрушками – теперь Коля активно взаимодействует с другими детьми. Заботится, поддерживает, гладит по голове, ведет играть и даже вон какую кутерьму затеял!

Так держать, Коля!!!

Егор и волшебный календарь

Есть у нас в Радуге удивительный мальчик, Егор. Наш психолог Александра – не просто педагог для него, но и близкий друг. И вот что происходит у них на занятиях:

“Егорка начал создавать свой собственный календарь! В основу положены мечты, настроение, любимые и интересные места России, которые он уже видел или мечтает посетить.

В марте Егор гуляет со своей семьёй по набережной Петербурга, дышит свежим весенним воздухом, наблюдает за таянием льда на Неве – это мы изобразили, сделав коллаж.

Помогали нам студенты, клинические психологи. Егорка был настолько вдохновлен общением с ребятами и их рассказом о северных красотах России, что решил обязательно посвятить одну из картин Хибинам и Аппатитам.

А еще Егор – очень эрудированный парень и любит загадывать взрослым загадки: что изображено на картинке (фото 3)?”

Автор – Александра, психолог ДЦ “Радуга”

P.S.

Я думаю, что придуманный Александрой и Егором календарь мечтаний – это гениальная идея! Здесь не только много информации для изучения и повторения (месяцы, времена года, числа, дни недели). Создание такого календаря учит целеполаганию и планированию! Добавьте к этому коллаж – и получится замечательная творческая игра. Я считаю, в нее обязательно нужно играть и взрослым.

Мечтайте конструктивно! Планируйте, рисуйте картинки, смотрите цветные сны. Всем хороших выходных!

Вика

Вика – аутичная девочка, ей непросто отвечать на вопросы и смотреть в глаза. В группе чаще всего она напевает английские песенки. Викуля сообразительна и много знает об окружающем мире, заниматься и играть с ней очень приятно. Самые любимые занятия Вики: рисование, дидактические игры и “хохоталки-тормошилки”.

Сегодня мы играли в одну из любимых игр “Угадай, что нового на рисунке?”. Один игрок закрывает глаза, а второй рисует что-нибудь на бумаге. Задача – найти, что нового появилось на картинке.

Детализировать рисунок можно долго, но заканчивать до наступления пресыщения у малыша. Эта игра способствует концентрации внимания, усиливает интерес к взаимодействию в паре, умению ждать своей очереди. У детей вызывает удовольствие от своей успешности, и подходит как для говорящих, так и для безречевых ребят.

Автор – Александра, психолог ДЦ “Радуга”

Лева

Лева – очень нежный парень. Он любит прикосновения, когда его держат за руку, гладят по голове или держат на ручках. Последнее случается нечасто из-за внушительных размеров нашего Льва

Недавно мы освоили с ним еще пару игр. Сухой бассейн пользуется популярностью у всех ребят, но теперь Лева не просто зарывается в шарики, но воспринимает и адекватно реагирует на просьбу: “Держи шарик”. Направленно бросить шарик в ответ у него пока не получается – это куда сложнее, чем кажется – но смысл просьбы он, кажется, улавливает. И шарики летят врассыпную!

Еще Леве понравилось играть в ладушки с Алисой – нашим иппотерапевтом и специалистом по танцедвигательной терапии. Алиса в силу особенностей своей работы очень ярко демонстрирует и реагирует на движение. Во всяком случае, Леве понравилось

Мобильная Благотворительность - помощь нашему центру