Детские сады для детей с ДЦП, Аутизмом и задержкой развития - Санкт-Петербург

Терапия ребенка средой

sreda

Огромное влияние на развитие ребенка имеет среда. Не та, которая день недели, а та, которая, окружение. Считается, что помести ребенка в, условно, “хорошую” среду, он будет развиваться. Помести в “плохую” – будет деградировать. Это верно, но лишь отчасти.

В соответствии с этой концепцией, родители особых детей часто стремятся к обычным детским садам и массовым школам, надеясь, что среда из более сильных детей “подтянет” особенка.

На практике же бурный рост происходит крайне редко, а вот обратный эффект – замкнутость, отторжение, неприятие новых знаний и людей – довольно типичен. Давайте разбираться, что и как происходит.

Значение среды действительно очень существенно, однако не стоит забывать о чувстве успешности и результативности самого ребенка.

Если вы помещаете его в среду, в которой он постоянно чувствует себя лузером, вряд ли это будет хорошей мотивацией к развитию.

Следует ли отсюда вывод, что лучше искать такие места, где ребенок будет ощущать себя звездой? И снова нет. Постоянное чувство собственного превосходства над другими очень приятно, к нему быстро привыкаешь. А привыкнув, от него трудно отказаться. И если требования гораздо ниже способностей, то ребенок (да и взрослый) не успевает научиться стараться, работать над собой и развиваться. Зачем напрягаться, если и так все получается играючи? Другой вариант этой же ситуации – банальная скука. Если вы свободно владеете английским языком, но вынуждены учиться в классе, где все только что начали проходить Present Simple, то скоро полезете на стену от безделья. А еще через некоторое время вы удивитесь, что и двух слов не можете связать по-английски, скатившись до уровня большинства.

Вывод – среда должна быть такой, в которой ребенок а) сможет быть успешным; б) ребенку не должно быть слишком легко, должно быть – по силам. Ему должно быть понятно, ЧТО от него хотят, но не очень понятно, КАК именно ему сделать то, что от него хотят. И ради этого приложить усилия, найти решение, которое поможет ему достичь результата.

Аналогичный вопрос нужно задавать и контингенту (то есть другим детям внутри этой среды). Другие дети должны быть похожи на вашего, чтобы у них были общие интересы и варианты взаимодействия. Если волею судеб, 6-летнему ребенку интереснее беситься и бегать с 3-летками, а не играть в шахматы со сверстниками – пусть бегает. Дайте им мяч и встаньте на ворота. Кричите: “Гооооол!!!!!” и радостно бейте в ладоши. Развивайте их там, где вы видите их сильную сторону, постепенно усложняя правила игры.

Еще один вид терапии средой связан с экстремальными условиями.

Я не имею в виду прыжки с парашютом, речь о гораздо более безопасном экстриме: детские лагеря, туристические походы и выезды в какую-нибудь глушь (чем глуше – тем лучше!).

Это полная смена обстановки на менее комфортную, а как мы помним, выход из зоны комфорта – первый шаг к развитию. Отсутствие душа, привычной мебели, привычного распорядка дня, знакомых людей и мобильника в руке заставляет мозг встряхнуться и начать разрабатывать идеи на тему “и как жить-то дальше в этом лесу”. Адаптация не проходит легко, но она того стоит.

Поход или стационарное пребывание в глуши вынуждает коллектив сплачиваться, хочет он этого или нет. В одиночку не то чтобы не прожить (можно в принципе), но трудно и скучно. Приходится вместе собирать хворост, поддерживать костер, ставить палатки, готовить еду и мыть котлы, помогать укладывать рюкзаки (кто хоть раз пронес на спине плохо собранный рюкзак, понимает, о чем я) – все это необходимо, чтобы комфортно выжить.

Когда базовые уровни потребностей пройдены (безопасность, еда и укрытие), организм немного успокоится и захочет зрелищ. Песен у костра, подвижных игр и прочих развлечений. Опять же в случае похода/стационарной глуши их удобно и естественно делать массовыми, постепенно вовлекаются все.

Ничто так не объединяет, как песни у костра после длительного перехода и подготовки стоянки к ночлегу. Нет ничего вкуснее пищи, приготовленной в котле. Нет дружбы крепче той, которая поддержана в походах.

И нет ничего прекраснее табуретки после 3 недель сидения на бревне!

Мобильная Благотворительность - помощь нашему центру