Детские сады для детей с ДЦП, Аутизмом и задержкой развития - Санкт-Петербург

Звукотерапия и особенные дети

Звукотерапия

Еще с давних времен музыка считается наиболее древним и естественным способом корректировки психологического состояния человека. Ученые считают, что использование звуков в лечебных целях так же естественно, как пение колыбельной песни плачущему ребенку. Способность звуков оказывать лечебное воздействие на организм человека получила развитие в создании комплексной системы лечения, названной звукотерапией. Ее родственный метод — музыкотерапия.Оба эти направления нацелены на укрепление физического и психического здоровья человека. Различие их состоит в том, что в ходе лечения врач использует какой-либо немузыкальный звук, направляя его непосредственно на определенную часть тела пациента. И та и другая методика основаны на теории о том, что тело человека обладает своей собственной, иногда заблокированной системой вибрации, которую можно и разблокировать, и привести в равновесие с помощью внешних звуковых волн.

Уже доказано, что звукотерапия приносит большую пользу людям, страдающим хроническими поражениями, больным аутизмом детям и пациентам, готовящимся к хирургическим операциям. Можно использовать звукотерапию вместе с другими нетрадиционными формами медицины для лечения нервных, сердечно-сосудистых, воспалительных заболеваний, снятия синдрома хронической усталости, депрессий, стрессов и т. д. Обычно в зависимости от болезни врачи могут предложить пациенту послушать разные звуки.

При лечении звуком используется физическая вибрация звуковых волн, которая также способствует восстановлению здоровья. Разные целители действуют по своей собственной методике. Одни учат пациента направлять невербальные звуки (не связанные со словами) внутрь, чтобы сбалансировать энергополя организма. Другие используют камертоны или компьютеры, чтобы восстановить нормальную работу всех систем и органов. Третьи как бы «читают» тело путем исполнения звуков различных тонов, отмечая только им одним заметные области сопротивления в организме больного. Четвертые могут попросить пациента послушать особый звуковой ряд для того, чтобы восстановить исчезнувшие из организма частоты.

Звуки многозначны. На некоторых людей они действуют сильнее, чем слово. Звуки могут расслаблять, умиротворять, облегчать печаль, усыплять или, наоборот, активизировать, вызывать приток энергии, наполнять радостью и весельем. Ученые заметили, что звуки, доставляющие человеку удовольствие, увеличивают силу сердечных сокращений, замедляют пульс. Кроме того, звуки способствуют расширению сосудов и стабилизации артериального давления. А звуки, неприятные человеку, раздражают его и вызывают противоположные реакции. Например, слишком громкие звуки вредны не только для слуха, но и для нервной системы многих людей.

Музыкальная терапия и особенные дети

Особую роль приобретает музыкальная терапия при работе с детьми с ограниченными умственными или физическими способностями (ДЦП, синдром Дауна, дети с аутизмом). Родители, у которых ребенок страдает таким заболеванием, знают, как бывает иногда непросто достучаться до малыша. Например, маленькие аутисты часто замыкаются в себе, для них не существует внешнего мира, они его боятся и не понимают, что они – часть этого мира. Так вот именно музыка помогает построить мостик доверия и понимания между взрослыми и ребенком. Музыка усиливает внимание к чувствам, ребенок концентрируется на своих эмоциях, учится лучше понимать себя.

В общих чертах можно сказать, что музыка может стимулировать интеллектуальное развитие ребенка, сосредотачивает внимание, помогает развивать его память. Цели стимуляции музыкой могут быть различными:

1. Снять или уменьшить контроль ребенка за своей речью. Пение, особенно групповое, настолько увлекает ребенка, что он перестает следить за тем, как он говорит.2. Простимулировать активность, поднять эмоциональный и мышечный тонус.3. Вовлечь неговорящего ребенка в процесс пения через подражание поющим детям и взрослым. Музыкальная терапия поможет в некоторой степени уравновесить гиперактивного ребенка, которому порой так не хватает выдержки.

Психологи и педагоги констатируют тот факт, что музыкальная терапия дает позитивный результат и на групповых занятиях при работе с «трудными» детьми.

Однако в отношении детей нужно очень аккуратно применять музыкальную терапию. Она может быть противопоказана малышу с судорожным синдромом и при резкой возбудимости…

Существуют различные методы музыкальной терапии. О методе пассивной музыкотерапии (прослушивание различных звуков и мелодий) было сказано выше.Достаточно хорошим эффектом обладает метод так называемой активной музыкальной терапии, основанной на клинической импровизации. Если объяснить его в двух словах – терапевт вовлекает ребенка в совместное музицирование, целью которого является улучшение состояния маленького пациента.

   

Татьяна Константинова,Санкт-Петербургский Центр Музыкальной Терапии

www.spbmusictherapy.com

sOK98SvlKCg
YWB7H1fhOqs
KMj0kJTgAYA
MNtE6ANslVg
 
Мобильная Благотворительность - помощь нашему центру