xgxzvkydtzy

Алалия – это патологическое состояние, характеризующееся недоразвитием или полным отсутствием речи. Как правило, проблема возникает на фоне поражения определенных участков коры головного мозга, которое случается во время внутриутробного развития или в первые годы жизни малыша. Состояние требует длительной и сложной коррекции.

Основная причина - повреждение речевых центров коры головного мозга, вызывающее развитие алалии, возникает во время беременности или в раннем возрасте, т.е. еще до начала формирования речи. Среди факторов, значительно повышающих риск патологии, выделяют:

  • проблемы во время беременности: гипоксия, токсикоз, инфекции, травмы, хронические заболевания и вредные привычки у матери;

  • родовые травмы, асфиксия, патологическое течение родов (затяжные, скоротечные);

  • рождение раньше срока;

  • тяжелые заболевания в первые годы жизни: ОРВИ, пневмонии, состояния, требующие применения наркоза;

  • черепно-мозговые травмы;

  • неблагоприятная социальная обстановка в семье.

Зачастую в формировании алалии участвуют не один, а сразу несколько патологических факторов, приводящих к развитию минимальной мозговой дисфункции (ММД). Это комплексное нарушение, проявляющееся задержкой психического развития, в том числе и нарушениями речевых функций.

Развитие алалии у ребенка может быть вызвано поражением различных отделов коры головного мозга. В зависимости от локализации патологического очага, симптомы заболевания могут различаться, что позволяет выделить три основные формы:

  1. моторная (экспрессивная): страдает зона, ответственная за воспроизведение речи; при этом ребенок понимает обращенные к нему слова, может выполнять команды, но не способен произнести членораздельные звуки; в рамках этой формы выделяют также афферентную и эфферентную разновидности алалии; в первом случае ребенок не может контролировать работу речевого аппарата и неправильно произносит звуки, во втором – сложность в переключении артикуляционных актов, т.е. ребенку трудно соблюдать последовательность речевых движений.

  2. сенсорная (импрессивная): возникает при поражении слухоречевого анализатора, т.е. ребенок не может понять обращенную к нему речь, и, соответственно, не может разговаривать;

  3. смешанная: наблюдаются признаки обоих форм; в зависимости от преобладания тех или иных симптомов, выделяют сенсомоторную и мотосенсорную разновидности алалии у детей.

Признаки моторной алалии у детей делятся на неврологические, психологические и логопедические. Неврологи, в первую очередь, отмечают нарушение координации движений и мелкой моторики. Ребенок часто падает, испытывает сильные затруднения с выполнением мелких действий, например, застегиванием пуговиц или собиранием мозаики.

Психологические симптомы включают характерные особенности поведения. У малыша чередуются периоды избыточной активности и выраженной заторможенности, работоспособность и усидчивость значительно страдают. Отмечается снижение памяти, в особенности на звуки, а также недостаточная внимательность.

Речевые умения при моторной форме алалии формируются значительно позже, чем у других детей. Ребенок с трудом произносит звуки, часто искажает слова: пропускает или добавляет слоги, меняет их местами или даже заменяет на сходные по звучанию.

Словарный запас значительно обеднен, поскольку малыш не всегда понимает значение того или иного слова и нередко неуместно употребляет незнакомые понятия. Предложения обычно состоят из 1-3 слогов, не имеют глаголов, прилагательных и наречий, а существительные чаще употребляются в именительном падеже. Возникают сильные затруднения при попытке пересказать текст или рассказать о каком-либо событии.

В тяжелой форме речь, как таковая отсутствует, заменяясь лепетом и звукоподражанием, которые дополняются жестами и мимикой.

Сенсорная алалия у детей связана с нарушением анализа услышанной речи в центральной нервной системе, чем и обусловлены ее признаки. Ребенок постоянно и много «говорит», активно жестикулирует. Его речь представляет собой набор слогов, звуков и даже отдельных слов, которые произносятся неосознанно. Специалисты называют этот симптом «логорея».

Второй важный симптом, говорящий о сенсорной алалии – отсутствие понимания речи. В относительно легких случаях ребенок воспринимает отдельные слова или фразы. При этом достаточно поменять формулировку предложения, чтобы предложение стало бессмысленным для малыша. В тяжелых случаях даже минимальное понимание отсутствует.

Психологическое развитие ребенка значительно страдает. Специалисты отмечают выраженную задержку интеллектуального развития, вторичные нарушения личности и поведения. Ребенок нередко импульсивен, гиперактивен или, наоборот, замкнут.

Важно понимать, что в большинстве случаев у детей присутствуют симптомы и сенсорной, и моторной алалии; это позволяет врачам поставить такому ребенку диагноз сенсомоторной или мотосенсорной формы заболевания.

Лечение алалии всегда начинается с тщательной комплексной диагностики. Для установления и подтверждения диагноза ребенка отправляют на консультацию к узким специалистам – логопеду-дефектологу, неврологу, невропатологу, отоларингологу.

Врач-невролог определит степень поражения головного мозга, невропатолог поможет отделить алалию от других патологий со сходной симптоматикой (аутизм, дизартрия). Специалист-отоларинголог исключит тугоухость и другие проблемы со слуховым аппаратом. Врач логопед-дефектолог сможет определить уровень понимания речи, выявит словарный запас, возможности речевого подражания, а также оценит состояние всех анатомических элементов, участвующих в артикуляции и произношении звуков.

Применяются и инструментальные методы диагностических исследования – может быть назначена магнитно-резонансная томография головного мозга; при необходимости проводится процедура эхоэнцефалографии.

Лечение алалии:
  • Терапия этого непростого состояния у ребенка начинается с обращения к логопеду-дефектологу и является комплексной. Вектор врачебных усилий направлен не только на развитие речи, но и на совершенствование других важных функций головного мозга – памяти, внимания, мышления, а также на коррекцию поведения.

  • Фармакотерапия. Может быть предложено лечение алалии с приемом лекарственных средств, стимулирующих созревание мозговых структур и нормализующих передачи импульсов по нервным волокнам. Назначает препараты врач-невролог индивидуально, после осмотра ребенка.

  • Физиотерапия. При выявлении этого заболевания в схеме терапии используются возможности рефлексотерапии (иглоукалывания), микротоковой терапии, магнитотерапии, лекарственного электрофореза и электростимуляции.

  • Коррекционная работа логопеда-дефектолога. Формирование речевых навыков – во многом задача именно специалиста логопеда-дефектолога, который подходит к ее решению поэтапно.

  • Работа с детским психологом. Этот вид терапии необходим для коррекции поведения, которое часто страдает у детей с недоразвитием речи.

img
img