Широко известно, что игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста. В то же время это основной инструмент учебной и воспитательной работы с ребенком, ведь в игре он познает окружающий мир, усваивает систему взаимоотношений, отрабатывает коммуникативные навыки.
Среди всего многообразия игр особое место для дошкольников занимают обучающие или дидактические. Это подтверждают и большинство педагогических систем и исследований. Они уделяют этому виду игр значительное внимание, что неслучайно.
Дидактические игры способствуют развитию психических познавательных процессов, мыслительных операций, помогают подготовить ребенка к учебной деятельности в школе. Значительно повышает эффективность дидактических игр и то, что они развивают самостоятельность и активность ребенка.
Выделяют две главные функции обучающих игр: совершенствование и закрепление знаний (при этом ребенок не просто «заучивает», а «перерабатывает» информацию, учится ею оперировать); а также разноплановость усвояемых навыков и знаний.
Среди наиболее важных направлений обучающих игр можно выделить следующие:
-
математические (направлены на формирование элементарных математических представлений);
-
сенсорные (направлены на обследование физических качеств предметов);
-
речевые (способствуют развитию речи);
-
музыкальные (развивают чувство ритма, направлены на музыкальное воспитание);
-
природоведческие (расширяют представления об окружающем мире);
-
изобразительные (способствуют развитию художественных навыков);
-
ознакомляющие с окружающими (направлены на освоение социальных и трудовых ролей).
Для того чтобы провести дидактическую игру необходимо обратить внимание на заинтересованность детей, проработку правил и условий, а также четкое понимание обучающей задачи. При разработке следует пользоваться следующей структурой:
-
дидактическая (обучающая) цель;
-
содержание игры;
-
четкие и понятные ребёнку правила;
-
игровые действия;
-
окончание игры, подведение итогов.
Стоит отметить универсальность дидактических игр, они настолько многообразны, что применимы практически в любых условиях: на прогулке и на занятии, в большой и в малочисленной компании. Помощь в разработке обучающих игр могут оказать различные педагогические пособия (многие из них доступны в сети Интернет), которые предлагают готовые методические разработки по различным тематикам и направлениям.
Ниже представлены примеры дидактических игр по возрастам.
Для 2-3 лет:
1. Найди пару.
Цель: научить детей различать цвета, сравнивать предметы.
Подготовьте четыре пары шапочек и варежек из бумаги разных цветов - красного, желтого, зеленого, синего. Объясните ребенку, что куклы собрались на прогулку, но не могут подобрать варежки к своим шапочкам. Вырезанные предметы вперемешку разложите на столе и предложите малышу подобрать к каждой шапочке подходящую по цвету пару варежек. Участвовать в игре может как один ребенок, так и несколько человек – в этом случае можно провести соревнование на скорость. Кто первый найдет все четыре комплекта – тот и победил.
2. Подбираем слова.
Цель: развитие речи, образного мышления.
Суть игры в том, что взрослый начинает фразу, а ребенлк должен ее закончить, подобрав слово, подходящее по смыслу. Например: «В лесу растут … Что растет?». Ребенок отвечает: «Деревья, грибы, цветы». Варианты предложений: На березе сидит и каркает… Кто? (Ворона) Из трубы на крыше дома идет… Что? (Дым) На диване лежит и мурлычет… Кто? (Кот) На огороде вырос большой, зеленый и полосатый… Что? (Арбуз) Прошел сильный дождь и на асфальте появились… Что? (Лужи) В аквариуме плавают… Кто? (Рыбки). Обращайте внимание на правильное произношение слов.
3. Почини автомобиль.
Цель: научить ребенка различать предметы по размеру и цвету, развитие самостоятельности, инициативности.
Подготовьте изображения автомобилей разных размеров и цветов – зеленого, красного, голубого, желтого. Из бумаги вырежьте подходящие по размерам колеса тех же расцветок. Поясните ребенку, что машинки сломались и нужно срочно их починить – подобрать для них подходящие колеса, чтобы они соответствовали размеру и цвету автомобилей.
Для 4-5 лет:
1. Закончи рисунок.
Цель: развитие воображения, фантазии.
Предложите ребенку картинки, на которых изображены животные, птицы или предметы с недостающими деталями. Например, у птицы не дорисован клюв, у автомобиля не хватает колес, у слона нет хобота. Ребенку нужно понять, чего не хватает на рисунке и дорисовать, раскрасить недостающие элементы.
2. Так бывает или нет?
Цель: развить логическое мышление, научить замечать ошибки в суждениях, анализировать.
Поясните правила игры: вы рассказываете историю, а ребенку нужно заметить ошибки, то, чего в жизни не бывает. Например: «Летом было очень жарко, и мы с друзьями взяли санки и пошли кататься со снежной горки». «У нашей собаки Жучки родились котята». «Наступила зима, девочка Маша пошла в лес и стала собирать спелую землянику». После того как ребенок обнаружит ошибку, попросите его объяснить, почему так не может быть, что и как нужно исправить, чтобы история оказалась правдивой.
3. Четвертый лишний.
Цель: развитие внимания и речи, умения анализировать, группировать предметы по общим признакам.
Покажите ребенку картинки с изображением разных предметов, один из которых лишний, например: Стакан, тарелка, миска, самолет. Корова, слон, воробей, лев. Стул, автомобиль, диван, шкаф. Предложите ребенку не просто выбрать лишний предмет, но и объяснить свой выбор, рассказать, какие признаки объединяют оставшиеся изображения.
Для 5-6 лет:
1. Что кому?
Цель: развить умение анализировать, группировать предметы по определенным признакам, знакомство с различными профессиями.
Подготовьте игрушечные предметы, орудия труда, которые связаны с определенной профессией, или картинки с их изображениями. Ребенок берет один из предметов и называет его. Далее он может назвать профессии, где этот предмет или орудие труда может потребоваться. Например, отвертка – слесарю, механику; ножницы – портному, парикмахеру. Другой вариант: взрослый называет профессию и предлагает ребёнку найти все предметы, которые для нее подходят. Например, повар – нож, поварешка, кастрюля.
2. Три предмета.
Цель: развить умение группировать предметы по общему признаку, воспитать коммуникативные навыки.
Объясните правила игры: взрослый называет одно слово, а ребенок должен назвать три предмета, которые можно объединить этим словом. Например, мебель – стол, кровать, кресло; фрукты – апельсин, яблоко, банан. Вариант игры с мячом: ребенок называет обобщающее слово и кидает мяч одному ребенку. Тот должен назвать три предмета и бросить мяч назад. Если ребенок не смог назвать три слова, он бьет мячом об пол и платит фант, то есть исполняет какое-то задание.
3. Человек и природа.
Цель: закрепление и систематизация знаний об окружающем мире, развитие памяти, аналитического мышления.
Проведите с ребенком беседу, объясняя, какие вещи и предметы сделаны руками человека – автомобили, заводы, плотины, а что создано природой – например, деревья, уголь, озеро. Игра заключается в том, что взрослый бросает мяч и задает вопрос: «Что сделано человеком?» или «Что создано природой?». Ребенок ловит мяч и приводит правильные примеры.
Участвуя в игре, взрослый направляет действия ребенка, напоминает при необходимости правила, помогает советом. По окончании подводит итоги, интересуясь у ребенка понравилась ли ему игра.