Широко известно, что игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста. В то же время это основной инструмент учебной и воспитательной работы с ребенком, ведь в игре он познает окружающий мир, усваивает систему взаимоотношений, отрабатывает коммуникативные навыки.
Среди всего многообразия игр особое место для дошкольников занимают обучающие или дидактические. Это подтверждают и большинство педагогических систем и исследований. Они уделяют этому виду игр значительное внимание, что неслучайно.
Дидактические игры способствуют развитию психических познавательныхпроцессов, мыслительных операций, помогают подготовить ребенка к учебной деятельности в школе. Значительно повышает эффективность дидактических игр и то, что они развивают самостоятельность и активность ребенка.
Выделяют две главные функции обучающих игр: совершенствование и закрепление знаний (при этом ребенок не просто «заучивает», а «перерабатывает» информацию, учится ею оперировать); а также разноплановость усвояемых навыков и знаний.
Среди наиболее важных направлений обучающих игр можно выделить следующие:
-
математические (направлены на формирование элементарных математических представлений);
-
сенсорные (направлены на обследование физических качеств предметов);
-
речевые (способствуют развитию речи);
-
музыкальные (развивают чувство ритма, направлены на музыкальное воспитание);
-
природоведческие (расширяют представления об окружающем мире);
-
изобразительные (способствуют развитию художественных навыков);
-
ознакомляющие с окружающими (направлены на освоение социальных и трудовых ролей).
Для того чтобы провести дидактическую игру необходимо обратить внимание на заинтересованность детей, проработку правил и условий, а также четкое понимание обучающей задачи. При разработке следует пользоваться следующей структурой:
-
дидактическая (обучающая) цель;
-
содержание игры;
-
четкие и понятные ребёнку правила;
-
игровые действия;
-
окончание игры, подведение итогов.
Стоит отметить универсальность дидактических игр, они настолько многообразны, что применимы практически в любых условиях: на прогулке и на занятии, в большой и в малочисленной компании. Помощь в разработке обучающих игр могут оказать различные педагогические пособия (многие из них доступны в сети Интернет), которые предлагают готовые методические разработки по различным тематикам и направлениям.
Комментарии (0)