Фото-Артем

Готовность ребенка к школе - это не только умение считать, читать и базовые знания о себе и окружающем мире. Готовность к школе - это сформированность необходимых психологических предпосылок учебной деятельности, помогающих ребенку приспособиться к условиям школы и приступить к систематической учебе.

Основными задачами подготовки к школе является формирование общей и специальной готовности.

Общая подготовка к школе включает в себя личностный, интеллектуальный, социально-психологический и психомоторный компонент. Для реализации данной задачи применяются различные психокоррекционные методики, направленные на развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия, высших психических функции, навыков коммуникации и формирование познавательной мотивации.

Одной из главных проблем детей с задержкой психического развития является недостаточная возможность планировать и контролировать свои действия, связанная с особенностями функционирования мозга. Для ее преодоления можно использовать визуальный план или расписание, которое поможет ребенку упорядочить свою деятельность. Сначала план или расписание отражает каждый шаг.

Например, процесс одевания ребенка может быть представлен карточками следующим образом: надеть носки – надеть колготки – штаны – майку – и т.д.

Далее, программа сворачивается до карточки, обозначающей обобщенный процесс одевания, а после – переходит «во внутренний план» и не будет требовать визуальной поддержки. Такой план может помочь в организации как повседневной, так и учебной деятельности, а также снижает уровень тревоги у детей.

Эффективным методом развития эмоционально-волевого компонента подготовленности к школе у детей с задержкой психического развития является сказкотерапия. Именно через сказку дети дошкольного возраста усваиваю многие правила поведения. Этот способ подготовки к школе полезен тем, что ребенок может познакомиться со школьными правилами, распорядком дня, а также может разобрать и проиграть различные конфликтные ситуации, возникающие по ходу обучения (например, с одноклассниками) через сказку.

Подготовленность детей к усвоению предметов курса начальной школы (к ним можно отнести первоначальные навыки чтения, счета, письма и т.д.) является результатом работы над специальной готовностью.

Успешно овладеть программой первого класса могут только те дети, которые уже располагают начальными знаниями по школьной программе. Однако нашей задачей как педагогов является не количественное накопление знаний детей, а формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы. Мы можем научить ребенка считать до 100, но это еще не гарантирует его успешность в изучении математики. Важна в первую очередь осознанность знаний и умений, понимание причинно-следственных связей, способность выделять и удерживать учебную задачу.

В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:

  1. нормальное физическое развитие и координация движений;

  2. желание учиться;

  3. управление своим поведением;

  4. владение приемами умственной деятельности;

  5. проявление самостоятельности;

  6. отношение к товарищам и взрослым;

  7. отношение к труду;

  8. умение ориентироваться в пространстве и тетради.

Итак, на основании всего вышесказанного мы можем утверждать, что подготовка детей к школе должна быть разносторонней и начинаться задолго до поступления детей в школу.

Подготовка детей к школе осуществляется одновременно двумя институтами воспитания: ДОУ и семьей. Только совместными усилиями можно получить желаемый результат.

В осуществлении преемственности важно обратить внимание на выполнение педагогом возложенных на него функций (оздоровительных, организаторских, воспитательных и т. д.), на знание педагогики, психологии, методик воспитания, его эрудированность.

 

img
img