В настоящее время, диагностику нарушения слуховой функции у детей проводят уже в родильных домах по программе скринингового аудиологического обследования объективными методами. Но несмотря на это, нельзя сказать, что все дети с нарушенным слухом выявляются в младенческом возрасте, т.к. ребёнок может родиться слышащим, а позже потерять слух в связи с перенесёнными заболеваниями, травмами, гипоксией или по ряду других причин.
Влияние возраста постановки диагноза и оказание помощи плохо слышащему ребёнку связано с тем, что существует сензитивный период речевого развития (до 3 лет), когда у ребёнка активно развиваются речевые центры мозга. Если в этот период ребёнок не слышит окружающую его речь, то и его собственная речь не развивается. Важно понимать, что речь существует не только как средство общения, а главное – как средство развития мышления, слуховой памяти, а также овладения языком.
Для начала, необходимо всё же понимать, что такое «слух», а также, какие типы нарушений слуха существуют.
Существуют 5 типов нарушения слуховой функции:
-
Кондуктивная тугоухость – вызвана повреждениями барабанной перепонки, отитом, серными пробками, баротравмами и др. Данный тип нарушения слуха часто лечится при своевременном обращении к оториналарингологу (лор-врачу). Бывает односторонняя и двусторонняя;
-
Сенсоневральная тугоухость – вызвана повреждениями волосковых клеток во внутреннем ухе ребёнка, часто является врождённой и прогрессирует в первые годы жизни. Наиболее часто встречающиеся причины – наследственные, нейроинфекции, нарушения кровообращения, действие шума, приём ототоксичных препаратов, ЧМТ. Сенсоневральную тугоухость нельзя вылечить, но важно предотвратить полную гибель всех волосковых клеток, чтоб сохранить остаточный слух. Бывает односторонняя и двусторонняя;
-
Смешанная тугоухость – когда на одном ухе ребёнка сочетаются сенсоневральная и кондуктивная тугоухость.
-
Слуховая нейропатия – нарушение работы слухового нерва. Реакции на звук у ребёнка неустойчивые, но большинство детей обучаются понимать речь на слух и говорить;
-
Центральные нарушения слуха – вызваны повреждениями слуховых центров мозга. Дети с таким типом нарушения слышат даже самые тихие звуки, но плохо различают на слух речевой материал, т.к. имеют проблемы с обработкой слуховых образов слова в головном мозге. Центральные нарушения характерны для многих детей с речевыми расстройствами.
Часто вылечить нарушение слуха у ребёнка невозможно, но ему можно помочь! При условии быстрого реагирования и своевременной помощи аудиологов, педагогов и психологов, ребёнок имеет все шансы быстро абилитироваться, следовательно, общаться устной речью, понимать её на слух и овладевать языком, а то и не одним, практически на ровне со сверстниками.
На современном этапе развития слухопротезирования, специалисты могут в максимально короткие сроки надеть ребёнку слуховые аппараты и далее сделать кохлеарную имплантацию (если в этом есть необходимость). Занятия же с сурдопедагогом следует начинать сразу после выявления нарушения слуха, ещё до подбора слуховых аппаратов (СА), даже если ребёнок еще совсем мал.
Следует обратить внимание на слуховые возможности ребёнка раннего возраста, если:
-
новорождённый не реагирует на очень громкие звуки (хлопок, звук падающей железной крышки на кафель на кухне, крик и др.), появляющиеся в непосредственной близости от ребёнка;
-
маленькие ребёнок после 6 мес. не пытается искать взглядом источник звука (мелодию, голос человека, пищащую игрушку);
-
у ребёнка не появляется комплекс оживления на голос матери (при условии, что лицо мамы ребёнок не видит);
-
у ребёнка уменьшается речевая активность после гуления и начала лепета (крик, гуление и ранний лепет есть даже у глухих детей, т.к. это реализация наследственной моторной программы);
-
лепет ребёнка появляется поздно (после 10 мес.), не имеет интонационной окраски, монотонный, бедный по звуковому составу;
-
к 1,5 годам ребёнок понимает значение малого количества слов (меньше 100), часто реагирует на просьбы только при условии, что он чётко видит лицо говорящего;
-
ребёнок при общении постоянно сосредотачивает внимание на губах говорящего;
-
ребёнок выполняет просьбы только при условии сопровождения их естественными жестами.
Если вы подозреваете, что ваш малыш не слышит, обратитесь к аудиологу для проверки слуха объективными методами, которые подходят детям раннего возраста. В обычных поликлиниках лор-врачи не всегда имеют нужную аппаратуру для детей, а могут и не уметь ею пользоваться, время приёма на каждого пациента ограничено, поэтому врачу может не хватить времени адекватно оценить все стороны слухового поведения ребёнка.
Имейте ввиду, что обследование слуха у ребёнка – трудная задача, т.к. для постановки точного диагноза необходимо использовать объективные методы обследования слуха с помощью специальных приборов:
-
отоакустическая эмиссия – используется в роддомах России для скринингового выявления подозрений на нарушение слуха. Процедура обследования не длительная (около 5 мин.), ребёнок должен спокойно сидеть, т.к. движения искажают результаты обследования. Прибор либо регистрирует отоакустическую эмиссию (нормальный слух), либо не регистрирует (есть какое-либо, даже минимальное, снижение слуха);
-
импедансометрия – используется для определения нарушений в среднем ухе (выявления кондуктивной тугоухости). Процедура занимает около 5 минут, ребёнок должен спокойно сидеть на стуле или коленях матери. Результат процедуры – тимпанограмма, по которой врач определяет состояние наружного и среднего уха.
-
Компьютерная аудиометрия – основной объективные метод оценки слуха у детей до 3 лет, в т.ч. недоношенных. Используется и у детей с патологией ЦНС более старшего возраста. Обследование занимает около 30-50 мин, проводится во время естественного или медикаментозного сна ребёнка, т.к. движения искажают результат. При обследовании данным методом возможно получение аудиограммы.
Используя вышеперечисленные методы диагностики слуха врач-аудиолог может поставить ребёнку предварительный или окончательный диагноз и рекомендовать родителям, что делать раньше.
Помните, что чем раньше выявится нарушение слуха у вашего ребёнка, тем больше вероятность его дальнейшего полноценного развития наравне со слышащими, при условии раннего слухопротезирования (до года при врождённом нарушении слуха) и активной постоянной работы родителей и сурдопедагога с ребёнком.