img

Очень часто у «особых детей» наблюдаются «проблемы» с поведением, которые причиняют массу хлопот взрослым. Зачастую взрослые не задумываются о причинах такого поведения и просто хотят его устранить.

Проблемным поведением называют поведение, которое представляет опасность для ребенка и его окружения, а так же препятствующее интеграции ребенка в социум и нарушающее/усложняющее процесс обучения.

Дети с тяжелыми множественными нарушениями ограничены в каналах коммуникации, поэтому довольно часто они для коммуникации используют поведение и телесные реакции.

Проблемное поведение у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития может проявляться различными способами:
  • истерики

  • агрессивное поведение, в т.ч. самоагрессия;

  • аутостимуляции;

  • стереотипное поведение;

  • неадекватное поведение;

  • отсутствие сотрудничества.

Причин такого поведения множество, например: органические и физиологические проблемы (часто нарушения сна, функций желудочно-кишечного тракта, боль); крайне редко существующие истинные нарушения влечений; формы поведения, способствующие разрядке напряжения; трудности осознания (напряжение – потребность – мотив - деятельность), трудности саморегуляции; возрастные кризисы в развитии; неразвитость самосознания (что со мной происходит?); трудности в системе восприятия (сенсорные проблемы) и эмоциональные трудности; трудности в коммуникации – чрезмерная зависимость ребенка от взрослого, формы общения; трудности в ориентации и организации целенаправленного поведения; негативный опыт; неадекватность требований; отсутствие целенаправленного обучения и воспитания, отсутствие границ; когнитивные трудности, в том числе когнитивная негибкость; замедленность в обработке информации.

Альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК) - это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи неё удовлетворительно объясняться.

При использовании АДК с детьми с ТМНР для снижения риска возникновения проблемного поведения можно использовать проактивные стратегии: изменение окружающей среды, предоставление визуальных сигналов и предсказуемых рутин, обучение альтернативному поведению/навыку, обучение стратегиям успокоения, предоставление выбора ребенку. В исследованиях Bopp, Brown & Mirenda, было выявлено, что дети, с которыми для облегчения понимания происходящего использовали визуальные расписания и визуальные схемы для решения проблем, очень быстро учились ими пользоваться и это снижало число эпизодов нежелательного поведения.

Необходимо помнить, что любое проблемное поведение является формой коммуникации. И его необходимо изучать.

5 вопросов, которые могут вам помочь понять, почему возникло проблемное поведение и как его можно скорректировать:
  • Когда ребенок наиболее склонен к проблемному поведению?

  • Какие события предшествуют проявлению проблемного поведения?

  • Какие функции выполняет проблемного поведение?

  • Что хочет донести ребенок, с помощью проблемного поведение?

  • Когда человек наиболее успешен, а следовательно менее подвержен проблемному поведению?

Если проблемное поведение уже разворачивается, то есть реактивные стратегии, такие как: использование четких правил, введение кратких перерывов для успокоения, использование визуальных схем для решения проблем.

Лучший результат достигается в ситуации, когда окружение пользователя поддерживает практику использования АДК, умеет правильно реагировать накоммуникативные инициативы пользователя, создавать ситуации, в которых пользователь мог бы применять эти средства общения и проводить обучение в процессе повседневного взаимодействия. В таких случаях применение альтернативной и дополнительной коммуникации помогает снизить риск возникновения проблемного поведения.

Автор: Жихарева Мария — дефектолог-психолог центра «Светлый Город»

Дополнительная информация:

Альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК) - это способы общения, которые используются для помощи людям с ограниченными возможностями в общении. Для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, таких как аутизм, синдром Дауна или церебральный паралич, АДК может быть важным инструментом для улучшения их коммуникативных навыков и поведения.

Проблемное поведение у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития может проявляться в различных формах, например, в виде агрессии, несоциальности, стереотипных движений и других. Такое поведение может быть вызвано трудностями в общении и понимании окружающего мира. Использование АДК может помочь ребенку выразить свои мысли и желания, что уменьшит его фрустрацию и повысит уверенность в себе.

Существует множество способов АДК, которые могут быть использованы для помощи детям с тяжелыми множественными нарушениями развития. Некоторые из них включают:

1. Знаковый язык - это система жестов, которые используются для передачи сообщений. Знаковый язык может быть особенно полезен для детей с нарушениями слуха или для тех, кто имеет трудности с произношением слов.

2. Пиктограммы - это изображения, которые используются для представления слов и понятий. Пиктограммы могут быть использованы для помощи ребенку в понимании и выражении своих мыслей и желаний.

3. Техники усиления - это методы, которые используются для усиления желаемого поведения. Например, ребенок может получать поощрение за правильное использование АДК.

4. Компьютерные программы - это специальные программы, которые могут помочь ребенку в обучении АДК. Некоторые из них могут быть настроены на использование знакового языка или пиктограмм.

Примеры использования АДК в поведенческой терапии могут включать:

1. Использование знакового языка для обучения ребенка правильному поведению в социальных ситуациях, например, в школе или на площадке.

2. Использование пиктограмм для помощи ребенку в понимании инструкций и правил.

3. Использование техник усиления для поощрения желаемого поведения, например, за использование знакового языка или пиктограмм.

4. Использование компьютерных программ для обучения АДК и улучшения коммуникативных навыков.

Важно отметить, что АДК не является панацеей для всех проблем поведения у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Однако, при правильном использовании, АДК может быть полезным инструментом для улучшения коммуникативных навыков и поведения ребенка.

В заключение, АДК - это важный инструмент для помощи детям с тяжелыми множественными нарушениями развития в улучшении их коммуникативных навыков и поведения. Существует множество способов АДК, которые могут быть использованы в поведенческой терапии, и каждый случай требует индивидуального подхода. Родители и специалисты должны работать вместе для определения наиболее эффективных методов АДК для конкретного ребенка.

img
img