Как помочь ребенку, если у него ЗРР, ЗПРР, ОНР, алалия, дизартрия, дислалия, дислексия, дисграфия?

Нарушения речи или речевые расстройства - это проблемы и отклонения речи и нарушения вербальной коммуникации и других смежных областей, в частности, речевой моторики. Симптоматика этих расстройств весьма разнообразна. В этой статье мы расскажем о признаках, видах нарушений речи, как диагностировать и корректировать эти расстройства.

Основными речевыми расстройствами выступают ОНР, алалия, дизартрия, дислалия, дислексия, дисграфия.

Причины речевых расстройств многочисленны и разнообразны.
  • Среди органическихпричин, к которым относятся все связанные с повреждением органов речи, можно выделить:

    • Наследственные причины, когда нарушения речи наследуются от родителей

    • Врождённые причины, когда речевые расстройства обусловлены приёмом лекарств или осложнениями во время беременности

    • Перинатальные причины (осложнения во время родов)

    • Постнатальные причины (речевые расстройства появляются после рождения, например, в результате преждевременных родов)

  • Кроме органических, также бывают функциональные причины, т.е. патологии работы задействованных в речи органов

  • Эндокринные причины в основном связаны с психомоторным развитием ребёнка

  • Причины, связанные с окружающей средой, также могут иметь место и влиять на речь

  • И, наконец, психосоматические причины также играют важную роль в развитии речевых расстройств и могут спровоцировать аномальную устную речь.

Можно выделить следующие типы общих симптомов:
  • очень ограниченный словарный запас, трудности с запоминанием и произношением длинных фраз;

  • проблемы, связанные с восприятием, пониманием речи, слов или фраз;

  • неспособность использовать при разговоре отдельные звуки, присутствуют ошибки при произношении, воспроизведении и/или использовании  звуков;

  • нарушение плавности, ритма и организации речи (заикание).

Речевые расстройства: классификация и виды речевых расстройств:
  • Дизартрии (нарушения произношения, вызванные поражением мышц речевого аппарата)

  • Дислалии (расстройство звукопроизношения, характеризующееся отсутствием, заменами, смешением или искажениями фонем и звуков в устной речи).

  • Дислексия (расстройство обучаемости чтению и письму, связанное с нарушением нейроразвития человека).

У некоторых детей наблюдается та или иная степень недоразвития речи, при этом интеллектуально они ничем не отличаются от своих сверстников. Такое нарушение всех составляющих частей речи называют общим недоразвитием речи (ОНР).

Диагноз ставят на основании результатов специального логопедического обследования. Коррекция ОНР включает в себя мероприятия, направленные на повышение словарного запаса, развитие понимания чужой речи, формирование полноценного произношения букв, звуков, слов, предложений и ряд других.

Выделяют следующие формы неразвитости речи:
  • ОНР 1 уровня. У ребенка полностью отсутствует связная речь

  • ОНР 2 уровня. У ребенка развита начальная речь, но словарный запас крайне беден

  • ОНР 3 уровня. Умеет составлять предложения, но произносит слова с ошибками, а смысл предложений может быть непонятен окружающим

  • ОНР 4 уровня. Ребенок разговаривает хорошо, умеет составлять предложения. Речь ребенка с ОНР на этой стадии практически не отличается от ровесников. Проблемы появляются лишь при составлении длинных фраз

Прогноз заболевания зависит от степени расстройства речи и адекватности проводимого лечения. ОНР четвертого уровня обычно довольно легко поддается коррекции, ребенок может учиться в обычной школе и ни в чем не отстает от своих ровесников.

Недоразвитие третьего уровня требует специальных занятий с логопедом и обучения в коррекционном классе, так как в обычной школе у ребенка могут возникнуть трудности с адаптацией и обучением. Прогноз на этой стадии благоприятный.

При недоразвитии 2-1 уровня ребенок должен обучаться в специальной школе, так как для его адаптации и лечения требуются особые навыки, которыми не обладают обычные педагоги.

Алалия у детей – это системное заболевание, характеризующееся глубокими нарушениями функции речи, недостаточной степенью ее развития или полным отсутствием. При этом слух у больного не нарушен, снижение интеллектуального уровня изначально не наблюдается и может иметь вторичный характер. Существует несколько форм алалии.

  • Сенсорная алалия– эта форма патологии характеризуется тем, что физический слух у ребенка есть, но вследствие поражения определенного отдела мозга, речь людей для ребенка не понятна

  • Моторная алалия – данный вид патологии характеризуется отсутствием развития собственной речевой функции. Но речь других людей ребенку понятна

  • Сенсомоторная алалия – смешанная форма патологии с преобладанием первого или второго вида нарушений

Алалия у детей диагностируется с привлечением широкого круга специалистов. Это, в частности, невролог, отоларинголог, логопед и психолог. Все врачи должны специализироваться на особенности детских заболеваний. В процессе диагностики патология дифференцируется с тугоухостью, аутизмом и некоторыми другими нарушениями.

Если у ребенка диагностирована алалия, лечение должно быть комплексным. То есть включать методы психолого-медико-педагогической направленности. Применяются такие способы терапии:

  • Лечение с применением препаратов, которые стимулируют процессы развития мозговых структур.

  • Логопедические упражнения и массаж, направленные на развитие речи, нормализации тонуса мышц, участвующих в звукопроизношении. Упражнения должны проводиться курсами, систематически.

  • Микротоковая рефлексотерапия – для активизации речевых областей коры мозга.

  • Лечебная физкультура, методы физиотерапии (лазеро- и магнитотерапия, электрофорез, лечение водой).

  • Стимуляция улучшения координации, развития мелкой моторики.

  • Раннее обучение детей грамоте и письму.

Как помочь ребёнку с речевыми нарушениями дома?

Как вы уже узнали, речевые нарушения бывают весьма разнообразны, различной степени тяжести и приносят различные проблемы детям и родителям, которые ими страдают. Далее мы дадим некоторые общие советы, которые можно использовать дома, если ребёнок страдает такими нарушениями.

Так как, в первую очередь, речь идёт о проблемах с коммуникацией, постарайтесь как можно больше общаться с ребёнком. Вместе слушайте музыку, пойте, слушайте его и, безусловно, не прерывайте его, дайте ему время сказать то, что он хочет, будьте терпеливы.

Также очень полезно чтение, причём лучше читать в интерактивной форме. Обсуждать прочитанное, рисунки, придумывать разные концовки книги - всё это очень полезно для развития речи.

И, наконец, важнейший шаг — выявить, в чём именно заключается проблема ребёнка и после этого обратиться к соответствующему специалисту.

Надеемся, эта информация была для вас полезной. Если будут вопросы, обращайтесь. Мы всегда рады помочь!
Ваши, логопеды детских центров «Светлый город»
img
img