Руководитель наших центров Надежда Самойлова рассказывает о том, в каких законах и положениях четко прописываются права ребенка, в том числе ребенка с особенностями.
По приблизительным подсчетам, в настоящее время в мире насчитывается два миллиарда детей. Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что они нуждаются в специальной правовой защите. И что недостаточно только благих пожеланий в этом важном деле. Ребёнок и его права должны защищаться законом.
Правительства большинства стран мира решили, что у детей должны быть свои права. Эти детские права соответствуют правам взрослого человека. Только они учитывают возможности детского возраста и чисто детские проблемы и заботы.
Права детей закреплены в довольно большом числе международных документов:
1. «Декларация прав ребенка (1959 г.)»
В ней всего 10 статей. Этот документ является рекомендацией для всех государств и всех взрослых людей (состоит из пяти основных принципов, направленных, в частности, против детского труда и рабства, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.).
2. «Конвенция о правах ребенка»
Большое значение этой Конвенции заключается в том, что она является наиболее полным документом, в котором права ребёнка приобретают силу норм международного права.
Конвенция о правах ребенка - большой документ. В нем 54 статьи. Суть этого международного документа выражается в статье 3: «Во всех действиях в отношении детей... первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению прав ребенка».
В Конвенции о правах ребенка закреплено большое количество прав, которые можно разделить на следующие группы:
-
основные права: на жизнь, имя, гражданство и т.д.;
-
права призывающие обеспечить детям нормальную семейную жизнь;
-
права, призванные обеспечить свободное развитие личности ребенка: право на свободу мнений, свободу совести и т. д.;
-
права, сохраняющие детям здоровье и содействующие их физическому развитию;
-
права, обеспечивающие нормальное культурное развитие детей, в том числе право на образование;
-
права, защищающие детей в необычных, опасных ситуациях на войне, в заключении и т. д.
Права, закрепленные в международных документах, принадлежат детям без каких-либо ограничений. Неважно, кто ребенок по национальности (украинец, татарин, русский), по полу (мальчик или девочка), какой у него цвет кожи (темный или светлый), какая религия им исповедуется (христианство, ислам, буддизм, иудаизм) и т.д. Все права принадлежат ему в полной мере.
Касающиеся нас положения:
-
«Ребенок не должен быть обижен или унижен»;
-
«Все дети являются равными в правах, никто не может их нарушить»;
-
«Каждый человек имеет право на свободу передвижения».
Права детей являются не менее важными и обязательными, чем права взрослых людей. Даже еще более важными, поскольку дети нуждаются в особой защите государства и международного сообщества. Детям сложнее всего защитить свои права самим, поэтому в международной практике и уделяется так много внимания законодательству, посвященному защите их основных индивидуальных прав.
Защита детей в РФ подчинена основным положения, разработанным Организацией Объединенных Наций. Права ребенка в России регулируются такими законодательными документами, как:
3. «Семейный кодекс РФ»
В семейном кодексе зафиксированы такие права ребенка, как:
-
право ребенка жить и воспитываться в семье;
-
право ребенка на общение с родителями и другими родственниками;
-
право ребенка на защиту;
-
право ребенка выражать свое мнение;
-
право ребенка на имя, отчество и фамилию и на изменение имени и фамилии;
-
имущественные права ребенка.
4. «Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка).
5. «Федеральный закон об образовании»
Общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных учреждениях.
6. «Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей»
Определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.
7. «Конвенция о правах инвалидов»
-
уважение присущего ребенку достоинства, его личной самостоятельности,
-
включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости;
-
недискриминация (равное отношение ко всем);
-
полное и эффективное вовлечение и включение в общество;
-
уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества;
-
равенство возможностей;
-
доступность (свободный доступ к транспортным средствам, местам и информации и невозможность отказа в доступе по причине инвалидности);
-
равенство мальчиков и девочек;
-
уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность (право на уважение ваших способностей и право гордиться собой).