vc005yg17pe

Руководитель наших центров Надежда Самойлова рассказывает о том, в каких законах и положениях четко прописываются права ребенка, в том числе ребенка с особенностями.

По приблизительным подсчетам, в настоящее время в мире насчитывается два миллиарда детей. Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что они нуждаются в специальной правовой защите. И что недостаточно только благих пожеланий в этом важном деле. Ребёнок и его права должны защищаться законом.

Правительства большинства стран мира решили, что у детей должны быть свои права. Эти детские права соответствуют правам взрослого человека. Только они учитывают возможности детского возраста и чисто детские проблемы и заботы.

Права детей закреплены в довольно большом числе международных документов:

1. «Декларация прав ребенка (1959 г.)»

В ней всего 10 статей. Этот документ является рекомендацией для всех государств и всех взрослых людей (состоит из пяти основных принципов, направленных, в частности, против детского труда и рабства, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.).

2. «Конвенция о правах ребенка»

Большое значение этой Конвенции заключается в том, что она является наиболее полным документом, в котором права ребёнка приобретают силу норм международного права.

Конвенция о правах ребенка - большой документ. В нем 54 статьи. Суть этого международного документа выражается в статье 3: «Во всех действиях в отношении детей... первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению прав ребенка».

В Конвенции о правах ребенка закреплено большое количество прав, которые можно разделить на следующие группы:

  • основные права: на жизнь, имя, гражданство и т.д.;

  • права призывающие обеспечить детям нормальную семейную жизнь;

  • права, призванные обеспечить свободное развитие личности ребенка: право на свободу мнений, свободу совести и т. д.;

  • права, сохраняющие детям здоровье и содействующие их физическому развитию;

  • права, обеспечивающие нормальное культурное развитие детей, в том числе право на образование;

  • права, защищающие детей в необычных, опасных ситуациях на войне, в заключении и т. д.

Права, закрепленные в международных документах, принадлежат детям без каких-либо ограничений. Неважно, кто ребенок по национальности (украинец, татарин, русский), по полу (мальчик или девочка), какой у него цвет кожи (темный или светлый), какая религия им исповедуется (христианство, ислам, буддизм, иудаизм) и т.д. Все права принадлежат ему в полной мере.

Касающиеся нас положения:

  • «Ребенок не должен быть обижен или унижен»;

  • «Все дети являются равными в правах, никто не может их нарушить»;

  • «Каждый человек имеет право на свободу передвижения».

Права детей являются не менее важными и обязательными, чем права взрослых людей. Даже еще более важными, поскольку дети нуждаются в особой защите государства и международного сообщества. Детям сложнее всего защитить свои права самим, поэтому в международной практике и уделяется так много внимания законодательству, посвященному защите их основных индивидуальных прав.

Защита детей в РФ подчинена основным положения, разработанным Организацией Объединенных Наций.  Права ребенка в России регулируются такими законодательными документами, как:

3. «Семейный кодекс РФ»

В семейном кодексе зафиксированы такие права ребенка, как:

  • право ребенка жить и воспитываться в семье;

  • право ребенка на общение с родителями и другими родственниками;

  • право ребенка на защиту;

  • право ребенка выражать свое мнение;

  • право ребенка на имя, отчество и фамилию и на изменение имени и фамилии;

  • имущественные права ребенка.

4. «Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка).

5. «Федеральный закон об образовании»

Общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных учреждениях.

6. «Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей»

Определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.

7. «Конвенция о правах инвалидов»
  • уважение присущего ребенку достоинства, его личной самостоятельности,

  • включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости;

  • недискриминация (равное отношение ко всем);

  • полное и эффективное вовлечение и включение в общество;

  • уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества;

  • равенство возможностей;

  • доступность (свободный доступ к транспортным средствам, местам и информации и невозможность отказа в доступе по причине инвалидности);

  • равенство мальчиков и девочек;

  • уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность (право на уважение ваших способностей и право гордиться собой).

Обязательно изучите названия этих законов и положений, чтобы уметь грамотно давать отпор людям, которые могут морально или физически навредить вашему ребенку и вам.
img
img