Под задержкой психического развития понимается темповое отставание развития психических механизмов, а также незрелость эмоционально-волевой деятельности детей, поддающиеся преодолению с помощью специализированного обучения и воспитания.
Для детей с задержкой психического развития характерны: недостаточная степень развития памяти, моторики, мышления, речи, внимания, а также самоконтроля. Кроме того, отмечается примитивность и неустойчивость эмоций, плохая успеваемость в образовательных учреждениях. Диагностику задержки психического развития необходимо проводить коллегиально комиссией, в которую входят, помимо медицинских специалистов, психологи и педагоги. Дети с установленной задержкой психического развития нуждаются наравне с медицинской помощью в специально организованном коррекционно-развивающем обучении.
Задержка психического развития является обратимым нарушением эмоционально-волевой, а также интеллектуальной сферы.
Причины задержки психического развития
В основе задержки психического развития могут лежать социально-психологические или биологические факторы (нарушение формирования различных отделов головного мозга, гипоксия плода, тяжелый токсикоз, гестоз, резус-конфликт, внутриутробная инфекция и т.д.). В раннем детском периоде задержка психического развития может вызываться тяжелыми соматическими и инфекционными заболеваниями, черепно-мозговыми травмами. Причинами могут быть также безнадзорность со стороны родителей, чрезмерная опека, социальная депривация, авторитарное воспитание, недостаток контакта с взрослыми и сверстниками.
Для диагностики задержки психического развития проводится комплексное обследование ребенка специальной комиссией, в которую входят детский психолог, логопед, детский невролог, дефектолог, психиатр, педиатр и, при необходимости, другие специалисты. Осуществляется сбор, изучение анамнеза, диагностическое обследование речи, изучение условий жизни, нейропсихологическое тестирование, анализ медицинских данных. С ребенком обязательно проводят беседу, исследуются интеллектуальные процессы и эмоционально-волевые качества.
Для работы с детьми, страдающими ЗПР, необходим мультидисциплинарный подход, активное участие детских психологов, неврологов, педиатров, логопедов, психиатров, дефектологов. Коррекцию задержки психического развития следует начинать как можно раньше, желательно с момента, когда появятся первые подозрения о нарушении. С 2,5 лет уже рекомендуется посещать специальные коррекционно-развивающие занятия с дефектологом, нейропсихологом и воспитателем.
Дети с задержкой психического развития способны догнать своих сверстников. Они являются обучаемыми. При правильной организации коррекционной работы в их развитии наблюдается выраженная положительная динамика. Педагоги помогают им осваивать новые знания, навыки. Они могут также, как и их сверстники, поступать в ВУЗы, колледжи.
Отличия ЗПР от умственной отсталости
В отличие от ЗПР умственная отсталость представляет собой недоразвитость интеллекта, зачастую сопровождаемую недостаточно развитой эмоциональной и волевой сферами.
В большинстве случаев она спровоцирована рядом отклонений от нормы, появившихся еще в период беременности, а также серьезными генетическими заболеваниями вроде синдрома Дауна или Ретта. Второе название данного недуга – олигофрения.
Главное отличие ЗПР от УО – это способность первого к обратимости, в то время как от олигофрении вылечиться невозможно.
ЗПР характеризуется частичными проявлениями, то есть отклонения от нормы у ребенка отмечаются не во всех областях, а лишь в некоторых аспектах его жизнедеятельности. Проявления УО тотальны, и отличие малыша от его сверстников наблюдается практически во всем.
Возможности коррекции умственной отсталости зависят от её вида и степени тяжести.
Коррекция ведется по следующим направлениям:
-
Коррекционные занятия, направленные на те процессы, которые возможно скорректировать или скомпенсировать (этим занимается нейропсихолог, логопед, невролог);
-
Развитие познавательной сферы, обучение математическим навыкам, письму и чтению, представлениям об окружающем мире (специалисты: нейропсихолог, дефектолог, логопед);
-
Адаптация в социуме, обучение самообслуживанию (занимается дефектолог, психолог, воспитатель).
Коррекционные и обучающие занятия должны проводиться с ребенком как индивидуально, так и в группах.
Помимо коррекционных занятий для детей с умственной отсталостью со специалистом, необходимы ежедневные занятия дома, направленные на развитие познавательных процессов, моторных навыков, навыков общения и взаимодействия с миром, обучение самообслуживанию, - все, то что, порекомендуют специалисты и то, что родители будут способны выполнять с ребенком дома сами. Родителям важно понимать, что от такого кропотливого труда будет зависеть качество жизни ребенка и его прогноз.