qr2v-uj3edi

Что же такое синдром Туретта? В неврологии существуют специфические патологии, и одной из них является синдром/болезнь Туретта (назван в честь Ж.Ж. Туретта, который описал симптомы синдрома на примере девяти пациентов в 1884 году,) – это проблема, локализующаяся в головном мозге, связанная с двигательными нарушениями. Проявляется непроизвольными движениями, подергиваниями и\или вокальными нервными тиками. Чаще всего патология возникает в детском и подростковом возрасте, у молодых людей до 20 лет. Чаще страдают мальчики, но у девочек проблема формируется раньше. Проблема выявляется примерно в 1 случае на 100 тыс. детей.

По тяжести проявлений синдрома специалистами выделяется четыре степени:
  • легкая – тики внешне практически не заметны, сами дети или взрослые могут взять их под контроль, находясь в обществе. Периодически симптомы могут полностью исчезать;

  • умеренная – могут быть заметны как вокальные тики, так и двигательные расстройства, но возможность самоконтроля сохранена. Бессимптомных периодов нет;

  • выраженная – явно выражены моторные, вокальные тики, контролю они поддаются с очень большим трудом;

  • тяжелая – все признаки и проявления заболевания выражены ярко и резко, нет возможности контролировать свое состояние и действия.

На сегодняшний день точные причины, провоцирующие данный синдром, не определены. Есть предположения, что синдром имеет под собой генетические основы, наследуются особенности обмена дофамина – нейромедиатора, который отвечает за передачу информации между нейронами. Есть вероятность повреждения мозга на ранних сроках беременности на фоне неблагоприятной экологии, что провоцирует генетические нарушения. В отдельных случаях синдром провоцирует прием некоторых медикаментов, например, группы нейролептиков. Возможно усиление проявлений на фоне аутоиммунных и инфекционных процессов. Как одни из факторов риска выделяются черепно-мозговые травмы и стрессы, тяжелые умственные нагрузки.

Ключевые проявления патологии – это тики вокального характера или двигательного. Они могут впервые возникать уже в возрасте 2-5 лет. По своей природе тики можно определить как простые либо сложные, нужно знать, как проявляется тот или иной вариант.

Простые двигательные тики длятся относительно короткое время, их выполняет одна группа мышечных волокон. Возможно мигание, сопение, сворачивание губ в трубочку, гримасы, подергивания руками, пожимание плеч, нахмуривание, почесывание, качание головой. Сложные моторные акты – это прыжки, непроизвольное прикасание к предметам, частям своего тела, выкидывание ног вперед, давление на глаза или дерганье за уши, прихлопывание, кусание губ, демонстрация неприличных жестов.

Вокальные тик – это непроизвольное воспроизведение различных звуков – кашель, вой, лай, урчание, шипение и т.д. Сложные тики этого типа – произношение слов либо целых фраз, лишенных смысла. Возможны смеси из фраз, объединенные в предложение.

Дополнительно могут проявляться:
  • копролалия – выкрикивание оскорблений, нецензурной брани;

  • палилалия – повторение своих слов либо фраз по несколько раз подряд;

  • эхолалия – многократный повтор слов, фраз за собеседником.

Страдает поведение, формируются трудности с обучением, но при всех этих проблемах нарушений интеллекта у детей нет. Возможно формирование синдрома дефицита внимания, из-за чего страдает способность к концентрации, повышается физическая активность, возникают трудности обучения. Дети могут быть эмоционально неустойчивыми, импульсивны и агрессивны.

Что касается диагностики данного синдрома, то только врач, оценив все данные анамнеза и проведенных тестов, может определить, что это за болезнь и как диагностировать тяжесть состояния. Проводится:

  • беседа с ребенком и его родителями, визуальный осмотр с определением характера тиков;

  • КТ или МРТ головного мозга для исключения органических патологий;

  • электроэнцефалограмма;

  • ряд стандартных лабораторных тестов для оценки общего состояния здоровья.

Важно пройти полное обследование, поскольку тики могут быть симптомом и более тяжелых, органических заболеваний нервной системы.

Тактику, как лечить ребенка или подростка, определяет врач-психотерапевт или психиатр на основании клинических рекомендаций. Дополнительно ребенка наблюдает офтальмолог, педиатр и невролог, логопед, если возникают трудности с речью. Прием медикаментов при болезни планируется с учетом количества, типа и сложности тиков. Чаще всего применяют лекарства из группы нейролептиков, средства, подавляющие избыточную активность нервной системы, седативные средства или адреномиметики.

Ключевую роль играет психотерапия как индивидуально с ребенком, так и со всей семьей. Полезны обучающие игры, анималотерапия, физическая активность. Могут быть назначены лечебные массажи и курс лечебной физкультуры, в отдельных случаях показана ботулинотерапия (лечение ботоксом).

img
img