Где особому ребенку - с РАС, ЗПР, СДВГ, ДЦП и другими особенностями - лучше учиться? Кто ему поможет?

Когда я поняла, что с дочкой что-то не то, то тут же бросилась искать врачей, которые нам помогут. Обошли, кажется, всех, кого рекомендовали знакомые и мамочки на форумах. Следующим этапом был поиск лучших специалистов, которые будут с Лесей заниматься. Тоже внушительный список и несколько человек, которые в следующие пару лет учили ее делать то, с чем она не могла справиться сама.

Но в какой-то момент я осознала, что дочь не должна и не может быть со мной каждый день, 24/7, в течение всей жизни. Ей нужно учиться, общаться с другими детьми. А мне нужно вспомнить о том, что в нашей семье есть и другие люди, кроме нее; есть другие места, кроме реабилитационных центров; есть другие занятия, кроме попыток помочь дочери.

Этот путь, кажется, проходит каждый родитель, у которого ребенок развивается не так, как другие дети. И я составила для вас небольшую инструкцию, которая поможет выбрать для вашего ребенка лучшее место.

Содержание
Первый вопрос, который нужно себе задать – насколько далек уровень развития вашего ребенка от того, который вы бы для него хотели, и за который готовы бороться?
  • «Довольно близко» - тогда вам подойдет государственный детский сад, специализирующийся на помощи таким детям, также подойдет инклюзивный частный садик, в котором есть нужные специалисты

  • «Есть над чем работать» - индивидуальные занятия 3 раза в неделю для каждой отстающей сферы, и через год вы не узнаете своего малыша. Это может быть частный специалист, логопедический, нейропсихологический, спортивный или реабилитационный центр

  • «Далековато, мягко говоря» - ежедневные индивидуальные занятия и закрепление новых умений в садике или дома. Здесь вам поможет частный специалист, логопедический, нейропсихологический, спортивный или реабилитационный центр + мама или другой человек, который сможет минимум час в день уделять «домашним заданиям». Или специализированный центр, где проводятся нужные индивидуальные занятия, плюс у детей есть возможность закрепить новые умения в жизни, пока они находятся в группе. Как раз по такой модели работает Светлый город.

Второй вопрос – сколько у вас времени?
  • Несколько лет – занятий 3 раза в неделю, если отставание не слишком большое, будет достаточно

  • 8-12 месяцев – лучше не рисковать, занимайтесь ежедневно

  • 3-6 месяцев – вам нужен 3-месячный интенсив с несколькими ежедневными индивидуальными занятиями и закреплением в группе или дома. После окончания интенсива обязательно каждый день занимайтесь с ребенком дома, либо посещайте специалиста 2-3 раза в неделю, чтобы не потерять полученный результат

Третий вопрос – что именно нуждается в дополнительной помощи? Речь, интеллект, двигательные навыки, поведение, самообслуживание, взаимодействие с другими детьми – все это важные составляющие успешного будущего ребенка.
  • Речь – тогда вам поможет логопед. Если ребенок еще не говорит, то это вызывание речи и работа над ее пониманием. Если говорит, но невнятно или делает ошибки – то постановка звуков и работа над грамматической стороной речи. Если ребенок пока не говорит словами, но вы хотите дать ему возможность хоть выражать свои мысли и желания раньше, чем он полноценно заговорит, вам поможет специалист по альтернативной коммуникации.

  • Интеллектом занимаются дефектолог и нейропсихолог. Нейропсихолог определяет, что в мозгу мешает ребенку развиваться и устраняет эту проблему, а дефектолог учит тому, что ребенку нужно знать и уметь. Иногда к этой команде подключается специалист по сенсорной интеграции, чтобы помочь ребенку правильным образом понимать сигналы, которые поступают от его органов чувств – ушей, глаз, кожи, мышц и суставов и др. Часто, если у ребенка пониженная или повышенная чувствительность к какому-либо стимулу, это сильно мешает в его развитии. Специалист по сенсорной интеграции помогает с этим справиться. Также ребенку будет полезно получить консультацию невролога. Правильно подобранная терапия поможет его мозгу быстрее и легче учиться новому.

  • В физическом развитии ребенку поможет инструктор по адаптивной физической культуре (АФК), массажист и специалист по сенсорной интеграции.

  • Решить проблемы с поведением помогают психолог и поведенческий терапевт. Психолог помогает решить психологические проблемы, которые вызывают то или иное нежелательное поведение, облегчить последствия психологических травм, научить конструктивно взаимодействовать с окружающими. В случаях, когда ребенок не понимает, почему он себя так ведет и как себя вести правильно, особенно это касается детей с тяжелыми формами РАС, ему поможет поведенческий терапевт. Путем многократных повторов и специальных вознаграждений такой специалист научит ребенка соблюдать определенные правила и выполнять определенные действия. Если поведение ребенка необычное и начинает вас беспокоить, имеет смысл обратиться к психиатру. Этот специалист сможет понять причину нарушений и примет меры, чтобы не допустить ухудшения ситуации. Не нужно бояться этого врача, в нашей практике были случаи, когда прописанное лечение снимало у детей тревожность и агрессию, они начинали значительно быстрее развиваться и начали получать удовольствие от общения.

  • Обслуживать себя  - самостоятельно есть, одеваться, пользоваться туалетом – учат воспитатели. Важно не только один раз обучить этому, но и повторять изо дня в день. Только тогда навык станет постоянным.

  • Общаться с другими детьми учат психологи. Чтобы этот навык сформировался, ребенку нужно 3 раза в неделю по 2-4 часа находиться в группе с другими детьми. Важно присутствие воспитателей, которые помогают детям научиться общаться.

  • Если у ребенка было органическое поражение головного мозга, то ему будет полезно пройти 3 курса биоакустической коррекции (БАК). Это поможет восстановить работу тех клеток головного мозга, которые были повреждены, но остались живыми. Обычно после курса проходят головные боли, улучшается интеллект и речь, нормализуется сон, в некоторых случаях улучшается поведение.

  • Если вы замечаете у ребенка аутистические проявления (РАС) или гиперактивность (СДВГ), ему будет полезен курс акустической нейромодуляции (АНМ). Эта методика позволяет через наушники транслировать  ребенку преобразованную в звук работу мозга здорового человека и тем самым корректировать имеющиеся нарушения. После курса дети начинают реагировать на окружающих, интересоваться происходящим вокруг, решаются проблемы с туалетом, улучшается поведение и, в некоторых случаях, речь.

Четвертый вопрос – подходит ли вам стандартный график и распорядок дня
  • Чтобы попасть в специализированный государственный детский сад, вам нужно будет получить направление, подать заявление и дождаться приглашения. В разных районах ситуация с детскими садами разная, и приглашение может прийти как через пару месяцев, так и через несколько лет. Попадая в такой сад, вашему ребенку (и вам) нужно будет соблюдать установленные правила: приходить до 9 утра, забирать не позже 19, спать тогда, когда положено спать и есть то, что дают. В государственных садах хорошее сбалансированное меню, но чаще всего нет возможности придерживаться диеты, например исключать глютен или казеин. Программа занятий стандартная для всех, ее вы менять не сможете

  • Чтобы попасть на курс в государственный реабилитационный центр (РЦ), вам также придется собрать документы и дождаться очереди, но требований будет гораздо меньше. Все, что вам нужно будет делать – это привозить ребенка к началу занятий и процедур. В РЦ вы будете проводить от 2 до 6 часов в день, в зависимости от назначений. Назначения делаются лечащим врачом, в большинстве случаев вы не сможете добавить дополнительные занятия или попросить заменить врача или педагога

  • Попасть в частный логопедический, нейропсихологический или реабилитационный центр довольно просто, и чаще всего вы сможете начать его посещение в ближайшее время. У вас будет возможность самостоятельно выбрать, какой специалист, как часто и в какое время будет заниматься с вашим ребенком. В хорошем центре по окончании курса вам расскажут о том, каких результатов удалось достичь и что вам стоит делать дальше. В зависимости от количества оплаченных занятий, вы будете проводить в таком центре от получаса до 6 часов.

  • Попасть в центр, где совмещается детский сад и реабилитационный центр также довольно просто. При наличии свободных мест вы сможете начать посещение уже через несколько дней. Правила посещения индивидуальных занятий в нем такие же, как в логоцентрах, которые мы рассмотрели выше. Если же вы выбираете комплексный подход, при котором ребенок получает индивидуальные занятия и имеет возможность находиться в группе, то вам на выбор предложат выбрать удобные для себя дни и время. Например, в Светлом городе это утренняя (до 13:30) или вечерняя (после 13:30) смена, и любые из будних дней недели. Интенсивность занятий и количество дней посещения родители выбирают сами. Каждые 4 месяца специалисты проводят диагностику, чтобы оценить, как развивается ребенок, и составить для него маршрут на следующий период. Для родителей проводятся консультации, чтобы познакомить их с достижениями ребенка и дать советы по дальнейшему развитию. Дети могут проводить в таком центре от 4 до 11 часов.

Ответив на эти четыре вопроса, вы сможете выбрать для своего ребенка выбрать правильный путь, чтобы поможет ему за нужное время достичь того уровня, которого вы для него хотите.

Мы верим в ваших детей! Верьте и вы. У вас все получится.
Желаем вам успехов и всегда на связи!
Команда Светлого города
img
img