Как правило, родители начинают волноваться по поводу развития и поведения своего ребенка, когда его возраст приближается к двум годам. До этого любые отставания и отклонения можно объяснить индивидуальными особенностями, и можно надеяться, что они постепенно сгладятся. К двухлетнему же возрасту обычный ребенок, как правило, овладевает простейшими навыками, но даже когда этого не происходит, он все-таки понимает, чего от него хотят взрослые. То же самое и с языком: если и не говорит еще сам, то понимает обращенную к нему речь вполне прилично, о чем можно судить по его реакциям.
Попытаемся перечислить странности в развитии и поведении ребенка, вызывающие у родителей опасения:
-
ребенок не смотрит в глаза;
-
говорит о себе в третьем (он) или во втором (ты) лице;
-
все время повторяет слова, фразы;
-
ребенок начинал говорить первые слова, но речь пропала;
-
не произносит слова, мычит;
-
не интересуется игрушками;
-
не интересуется ровесниками, не играет с другими детьми;
-
ребенок отстранен, игнорирует маму, не реагирует на просьбы, не откликается на свое имя;
-
трясет головой, руками, раскачивается;
-
ходит на носочках;
-
грызет пальцы, руки;
-
бьет себя по лицу;
-
у ребенка истерики, приступы агрессии;
-
боится незнакомых/ чужих;
-
пугается звуков, вздрагивает.
Причины нарушений различны: недоношенность, осложнения при родах, болезнь во время беременности, низкий вес при рождении и так далее. При этом любое расстройство, пусть и незначительно, осложняет дальнейшую жизнь, а вот проявляется с самого детства. Поэтому необходимо вовремя выявить его, чтобы успешно устранить.
Что делать?
Первым делом, необходимо пройти комплексное обследование у невролога и психиатра, дефектолога, логопеда, психолога, нейропсихолога. Ранняя диагностика может привести к успехам в развитии ребенка. Специалисты определят причину нарушений и расскажут, как помочь ребенку. Скорее всего, вам порекомендуют специальные занятия. Чтобы помочь ребенку преодолеть сложности, выбирайте педагогов, имеющих опыт работы с подобными нарушениями. Желательно, чтобы методика, по которой работают специалисты, имела доказанную эффективность. Заниматься нужно минимум 3 раза в неделю по 30-40 минут.
Правила общения с ребенком, испытывающим проблемы в поведении:
-
Как бы ни было трудно, но необходимо принимать ребёнка таким, какой он есть, проявлять гибкость.
-
В любой ситуации исходить только из интересов ребёнка.
-
Изо дня в день строго придерживаться определённого режима и ритма жизни ребёнка, подстраивать под этот режим распорядок дня всей семьи.
-
Соблюдать ежедневные ритуалы, обеспечивающие безопасность ребёнка.
-
Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребёнка, свидетельствующие о его дискомфорте (плач, крик, необычное поведение: потряхивание руками, раскачивание и т.д.).
-
Чаще присутствовать на занятиях в группе, где занимается ребёнок или участвовать в процессе, строго выполнять рекомендации педагогов.
-
Как можно чаще разговаривать с ребёнком, стараясь установить с ним вербальный (речевой) контакт.
-
Обеспечивать комфортную обстановку для общения и обучения как дома, так и в детском коллективе.
-
Терпеливо объяснять ребёнку смысл его деятельности, используя чёткую наглядную информацию (схемы, картинки и т.д.).
-
Избегать переутомления ребёнка.
-
Идите «за ребёнком». Действуйте последовательно, поэтапно, не форсируйте события.
Комментарии (0)