img

Поступление ребенка в школу – это один из важнейших и сложнейших этапов его жизни. Будущие успехи малыша во многом определяется тем, насколько он будет готов к новому образу своей жизни. Смена круга общения, распорядка дня, социальной роли – всё это может вызвать стресс и неблагоприятно сказаться на дальнейшем обучении, мотивации к нему.

Как правило, родители будущего первоклассника начинают готовить его к школе за полгода до поступления в нее.

Наиболее эффективным в данном случае будет процесс гораздо более длительного и плавного перехода от «условий» дошкольного учреждения к образовательному, он должен начинаться лет с пяти. Такой подход позволит значительно меньше травмировать психику самого ребенка, а также снизит уровень тревожности самих родителей.

Что же должна представлять из себя подготовка ребенка к школе?

Не редки случаи, когда в сознании родителей эта подготовка ограничивается покупкой принадлежностей для учёбы и овладением ребенком навыками чтения, письма и счета. К сожалению, эти меры хоть и необходимы, но крайне ограничены, поскольку не предполагают ни психологического аспекта, ни даже физиологического развития малыша. Важно, чтобы все составляющие его личности были подготовлены к восприятию и выполнению школьной программы, новым условиям жизни.

Функции, без которых невозможно освоение учебной программы, являются своеобразным фундаментом успеха малыша. Они представляют из себя познавательные процессы: речь, память, мышление, внимание, работоспособность, воспитание. Развитие этих функций позволят ребенку привыкнуть к процессу обучения, а значит чувствовать себя уверенно и комфортно. Чтобы эффективно развивать эти способности.

Регулярные занятия

Именно регулярные, поскольку только постоянное и постепенное развитие навыков даст желаемый результат и не скажется отрицательно на мотивации к обучению. Крайне важно в этом случае приучать будущего школьника к усидчивости, аккуратности. Для этого следует заранее позаботиться об организации рабочего места. Это поможет ребенку концентрироваться, а также даст возможность привыкнуть к подобной обстановке.

Напомним, что 5-летниму малышу еще трудно концентрировать свое внимание более 10-15 минут, поэтому во избежание негативных последствий, первые занятия должны быть именно такой продолжительности. Затем можно начать постепенно увеличивать время до получаса. Развитию каких же навыков необходимо уделить первостепенное внимание?

  • развитие мелкой моторики;

  • умение наблюдать, запоминать и перерабатывать информацию;

  • умение организовывать свою деятельность, преодолевать трудности, доводить дело до конца;

  • умение ориентироваться в пространстве;

  • умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

  • развитие речевых навыков: построение предложений, правильное звукопроизношение, ответы на вопросы по материалу.

Для работы над последним пунктов следует привлекать специалиста логопеда, поскольку, зачастую родители «привыкают» к речи ребенка и могут не обратить внимание на ее дефекты.

Важно, чтобы занятия с ребенком приносили удовольствия и ребенку и родителям, иначе эффект от них будет обратным. Игра, азарт, интерес должны быть основными движущими силами в процессе занятий и упражнений.

Зачатую родители сталкиваются с проблемой социально-психологической готовности ребенка к школе. По сути она представляет собой формирование у ребенка принятия новой социальной роли, определенное отношение к школе, обучению, учителю, родным и близким и конечно же к самому себе. В связи с этим, нужно уделить особое внимание тому, что в семье и окружении говорится о школе и будущей учебе: оно должно вызывать интерес и иметь положительную окраску.

Просмотр фильмов и фотографий, чтение книг о школе и трансляция собственного положительного опыта поможет будущему ученику усвоить принципы и механизмы взаимодействия в новой среде, смогут стать дополнительной мотивацией.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что для успешного обучения в школе к моменту поступления ребенок должен иметь определенный уровень физической, личностной, умственной и психологической зрелости. Задача родителей в этом случае заключается в организации планомерного и постепенного процесса подготовки не сколько конкретных знаний и навыков (хотя они несомненно тоже важны), сколько качеств и мотивации ребенка.

img
img