s-c98gosv6e

Межполушарное развитие и речь ребенка - статья от нашего нейропсихолога Дины Смирновой.

Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему.

Правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.

Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построение программ.

Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон. Межполушарные связи находятся между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоят из двухсот миллионов нервных волокон. Они необходимы для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Нарушение межполушарных связей (мозолистого тела) искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется! Оба полушария начинают работать без связи!

Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами, возникают сложности с речью. Для детей со специфическими нарушениями чтения и письма характерна выраженная неравномерность развития отдельных сенсомоторных и интеллектуальных функций.

Для развития межполушарного взаимодействия используются кинезиологические упражнения.

Упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Упражнения необходимо проводить ежедневно в течение 6-8 недель по 10-15 минут в день. Для постепенного усложнения упражнений можно использовать:

  • ускорение темпа выполнения,

  • выполнение упражнений с легко прикушенным языком и закрытыми глазами,

  • подключение движений глаз и языка к движениям рук,

  • подключение дыхательных упражнений.

img
img