«Неконтактный» ребенок: почему это плохо и что делать?
Знаете, в чем основная проблема неконтактных детей? В том, что взрослые часто считают их «удобными». Малыш очень любит маму, слушает ее, привязан к ней. Он не тянет ее гулять по 5 раз в сутки, а если они и выходят на детскую площадку, ребенок тихонько играет в песочнице подальше от других детей.
В детском коллективе у такого «молчуна» часто отбирают игрушки, а мама или папа говорят: «Не дружи с этими детками, они плохие, мы тебе хороших найдем». И даже не все специалисты скажут, что с ребенком что-то не так. «Просто он такой, неконтактный».
Иногда такая «неконтактность» является результатом неправильного поведения со стороны родителей. Если ребенку не давали вовремя и достаточно социализироваться, он просто не знает, как правильно общаться с другими детьми.
Но порой это состояние является признаком психоневрологических отклонений. Какие особенности в поведении ребенка должны заставить родителей показать его специалисту:
-
отсутствие стремления к общению;
-
отсутствие какой-либо реакции, когда ребенка берут на руки;
-
отсутствие контакта “глаза в глаза”, ребенок будто смотрит сквозь другого человека;
-
позднее развитие речи или проблемы с речью;
-
особенная походка, не такая, как у других детей.
Большая ошибка: думать, что все разрешится само собой. Чем позднее вы обращаетесь к специалистам, тем меньше шансов на успешную борьбу с такими отклонениями.
Рассмотрим некоторые причины возникновения неконтактности у детей.
-
Иногда некоммуникабельность ребенка – это единственная его особенность, отличающая его от сверстников, и все остальное развитие ребенка происходит нормально. В этих случаях недостаточная общительность является проявлением индивидуального психического склада ребенка.
-
Нарушения общения могут иметь и болезненный характер. Причины неконтактности в этих случаях могут быть различными. Нередко это психотравмирующая обстановка в семье, которая наиболее часто возникает при алкоголизме родителей, при распаде семьи, противоречивом подходе к воспитанию ребенка и т. п.
-
Нарушения общения со сверстниками могут наблюдаться у детей с различными физическими, речевыми и другими недостатками, например при хромоте, выраженных нарушениях осанки, заикании и т. п. При наличии у ребенка какого-либо из этих дефектов и при неправильном отношении к нему окружающих у него может возникать чувство неполноценности, которое и приводит к нарушениям общения.
-
Нарушения общения характерны также для многих детей с так называемой врожденной детской нервностью – невропатией. У таких детей в результате нарушения общения наблюдается мутизм – отказ от речевого общения.
-
Некоммуникабельность, неконтактность ребенка может быть вызвана недостатком любви и внимания к нему в раннем детстве и отсутствием у него адекватного опыта общения, который должна преподать семья. В старшем возрасте дефицит опыта социальных контактов может приводить к неуживчивости, конфликтности, агрессивности, формированию асоциальных форм поведения.
-
Причиной неконтактности ребенка могут быть различные нервно-психические заболевания, и прежде всего такие, как эпилепсия, афазия, шизофрения, ранний детский аутизм.
-
Нарушения общения могут возникнуть, если в семье формируется чрезмерная, симбиотическая зависимость ребенка от родителей, если его постепенно не готовят к общению с другими людьми, если детей запугивают чужими дядями.
Стратегия и тактика ваших действий, как родителей:
-
Старайтесь постепенно расширять круг общения (как свой, так и детский). Ведь подобные проблемы обычно возникают, когда мама сама несколько замкнута. Личный пример в этом случае – лучший способ «вывести малыша в свет».
-
Чаще выбирайтесь с ребенком в новые места. Совсем не обязательно, чтобы эти места были многолюдными (как раз наоборот: большое скопление народа не способствует тесному общению). И как раз в большом коллективе ребенок может почувствовать себя наиболее дискомфортно. Ведь часто малыш боится не столько общения, сколько агрессии, громких криков. Например, когда такой ребенок впервые попадает в детский сад, ему очень тяжело переносить шум и крики большой детской группы. Он как бы отключается, кружится, поет сам себе песни, пытаясь никого не замечать рядом с собой.
-
Попробуйте подружиться с семьями. Выберите спокойного, неагрессивного «одногруппника», наиболее симпатичного вашему ребенку. Зовите его в гости, приходите в гости сами. И постепенно пытайтесь организовать детскую игру. На своей территории ваш «неконтактный ребенок» будет чувствовать себя более уверенно.
-
Если вы замечаете «тревожные» сигналы в поведении вашего ребенка, то необходимо обратиться к специалисту (неврологу, психиатру, психологу, дефектологу, логопеду).