chtenie1
chtenie2
chtenie3
chtenie4
igra1
igra2
pesok1
pesok2
pesok3
pesok4
pesok5
pesok6
pesok7
sreda

Огромное влияние на развитие ребенка имеет среда. Не та, которая день недели, а та, которая, окружение. Считается, что помести ребенка в, условно, "хорошую" среду, он будет развиваться. Помести в "плохую" - будет деградировать. Это верно, но лишь отчасти.

В соответствии с этой концепцией, родители особых детей часто стремятся к обычным детским садам и массовым школам, надеясь, что среда из более сильных детей "подтянет" особенка.

На практике же бурный рост происходит крайне редко, а вот обратный эффект - замкнутость, отторжение, неприятие новых знаний и людей - довольно типичен. Давайте разбираться, что и как происходит.

Значение среды действительно очень существенно, однако не стоит забывать о чувстве успешности и результативности самого ребенка.

Если вы помещаете его в среду, в которой он постоянно чувствует себя лузером, вряд ли это будет хорошей мотивацией к развитию.

Следует ли отсюда вывод, что лучше искать такие места, где ребенок будет ощущать себя звездой? И снова нет. Постоянное чувство собственного превосходства над другими очень приятно, к нему быстро привыкаешь. А привыкнув, от него трудно отказаться. И если требования гораздо ниже способностей, то ребенок (да и взрослый) не успевает научиться стараться, работать над собой и развиваться. Зачем напрягаться, если и так все получается играючи?Другой вариант этой же ситуации - банальная скука. Если вы свободно владеете английским языком, но вынуждены учиться в классе, где все только что начали проходить Present Simple, то скоро полезете на стену от безделья. А еще через некоторое время вы удивитесь, что и двух слов не можете связать по-английски, скатившись до уровня большинства.

Вывод - среда должна быть такой, в которой ребенок а) сможет быть успешным; б) ребенку не должно быть слишком легко, должно быть - по силам. Ему должно быть понятно, ЧТО от него хотят, но не очень понятно, КАК именно ему сделать то, что от него хотят. И ради этого приложить усилия, найти решение, которое поможет ему достичь результата.

Аналогичный вопрос нужно задавать и контингенту (то есть другим детям внутри этой среды). Другие дети должны быть похожи на вашего, чтобы у них были общие интересы и варианты взаимодействия. Если волею судеб, 6-летнему ребенку интереснее беситься и бегать с 3-летками, а не играть в шахматы со сверстниками - пусть бегает. Дайте им мяч и встаньте на ворота. Кричите: "Гооооол!!!!!" и радостно бейте в ладоши. Развивайте их там, где вы видите их сильную сторону, постепенно усложняя правила игры.

Еще один вид терапии средой связан с экстремальными условиями.

Я не имею в виду прыжки с парашютом, речь о гораздо более безопасном экстриме: детские лагеря, туристические походы и выезды в какую-нибудь глушь (чем глуше - тем лучше!).

Это полная смена обстановки на менее комфортную, а как мы помним, выход из зоны комфорта - первый шаг к развитию. Отсутствие душа, привычной мебели, привычного распорядка дня, знакомых людей и мобильника в руке заставляет мозг встряхнуться и начать разрабатывать идеи на тему "и как жить-то дальше в этом лесу". Адаптация не проходит легко, но она того стоит.

Поход или стационарное пребывание в глуши вынуждает коллектив сплачиваться, хочет он этого или нет. В одиночку не то чтобы не прожить (можно в принципе), но трудно и скучно. Приходится вместе собирать хворост, поддерживать костер, ставить палатки, готовить еду и мыть котлы, помогать укладывать рюкзаки (кто хоть раз пронес на спине плохо собранный рюкзак, понимает, о чем я) - все это необходимо, чтобы комфортно выжить.

Когда базовые уровни потребностей пройдены (безопасность, еда и укрытие), организм немного успокоится и захочет зрелищ. Песен у костра, подвижных игр и прочих развлечений. Опять же в случае похода/стационарной глуши их удобно и естественно делать массовыми, постепенно вовлекаются все.

Ничто так не объединяет, как песни у костра после длительного перехода и подготовки стоянки к ночлегу. Нет ничего вкуснее пищи, приготовленной в котле. Нет дружбы крепче той, которая поддержана в походах.

И нет ничего прекраснее табуретки после 3 недель сидения на бревне!


Терапия особого ребенка в среде - это подход к лечению и обучению детей с различными нарушениями развития, который предполагает использование естественной среды, в которой ребенок живет и общается. Этот подход основан на предположении, что окружающая среда может играть важную роль в улучшении развития и поведения детей.

Основные принципы терапии особого ребенка в среде:

1. Индивидуальный подход. Каждый ребенок уникален, поэтому терапевтический подход должен быть индивидуальным и адаптированным к его потребностям.
2. Использование естественной среды. Ребенок должен обучаться и лечиться в естественной среде, где он живет и общается, чтобы улучшить его адаптацию и социализацию.
3. Взаимодействие с окружающими. Ребенок должен взаимодействовать с окружающими людьми, чтобы улучшить свои социальные навыки и уменьшить чувство изоляции.
4. Поддержка родителей и семьи.
Родители и семья должны быть включены в процесс терапии и получать поддержку и обучение, чтобы помочь ребенку в ежедневной жизни.

Примеры терапии особого ребенка в среде:

- Терапия поведения, проводимая в школе или дома, чтобы помочь ребенку улучшить свои социальные навыки и поведение.
- Терапия речи, проводимая в естественной среде, например, в парке или на площадке, чтобы помочь ребенку улучшить свою речь и коммуникацию.
- Терапия зрения, проводимая в естественной среде, чтобы помочь ребенку улучшить свои навыки зрения и адаптироваться к окружающей среде.
- Терапия игровой терапии, проводимая в детском саду или школе, чтобы помочь ребенку развивать социальные навыки и поведение через игру и взаимодействие с другими детьми.

img
img