7a5o1lkjcqe

Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального темпа формирования психики ребенка, проявляющееся недоразвитием мыслительной, эмоциональной сферы, отставанием уровня памяти и внимания от нормативных показателей для определенной возрастной категории.

Как правило, диагноз ЗПР ставится в возрасте 5-6 лет, в основном в начальных классах школы, в период начала активного обучения.

Различают 2 основные группы причин ЗПР: биологические и социальные. К биологическим относятся тяжелые состояния женщины в период вынашивания плода (токсикозы, инфекционные заболевания, отравления тяжелыми металлами, различные травмы), гипоксия во внутриутробном периоде, преждевременное начало родовой деятельности, родовые травмы, инфекции и токсические поражения организма ребенка в возрасте до 1 года. К социальным причинам относятся: наличие в жизни ребенка частых стрессовых ситуаций, негативным образом влияющих на его психоэмоциональное состояние, отсутствие должных условий семейного воспитания, длительный период ограничения естественной жизнедеятельности.

В группе риска находятся дети, имеющие наследственную предрасположенность к ЗПР, матери которых во время беременности употребляли спиртные напитки, наркотические вещества, курили, а также дети из неблагополучных семей.

Проявления задержки психического развития касаются всех интеллектуальных процессов. Восприятие ребенком с ЗПР получаемой из внешнего мира информации замедлено и фрагментарно, вследствие чего у него отсутствует полный образ окружающего мира. К признакам задержки психического развития относится также лучшее развитие зрительного восприятия, чем слухового.

Внимание у таких детей неустойчиво, их постоянно отвлекают посторонние предметы и люди. Трудность вызывает необходимость сосредоточиться на определенном виде занятия, восстановить логическую цепочку происходящего.

Симптомы задержки психического развития:
  • расстройства устной речи (искажение произношения звуков, низкий словарный запас, трудности в составлении предложения);

  • нарушения письменной речи;

  • чрезмерная двигательная активность;

  • нарушение мыслительной функции;

  • повышенное беспокойство;

  • конфликтность;

  • замкнутость;

  • отсутствие способности к фантазированию;

  • плохая координация движений;

  • дискинезии (нарушение процесса переваривания пищи).

Диагностика задержки психического развития производится психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и включает:
  • сбор анамнестических данных;

  • оценку условий проживания и взаимоотношений внутри семьи;

  • нейропсихологическое обследование;

  • диагностику речи и эмоционально-волевых качеств (в процессе беседы психолога с ребенком);

  • инструментальные исследования для определения состояния головного мозга: ЭЭГ, КТ или МРТ;

  • исследования, позволяющие исключить наличие олигофрении и аутизма.

Лечение ЗПР происходит при содействии специалистов: логопеда, невролога, педиатра и психиатра, психолога.

Прежде чем лечить задержку психического развития, проводится оценка тяжести нарушений в определенной сфере, на которую нужно будет сделать особый акцент во время занятий со специалистом.

После проведения диагностических мероприятий и постановки диагноза определяется, как лечить ЗПР в конкретном случае с учетом особенностей развития ребенка. Коррекционный курс включает индивидуальные или групповые занятия с психологом и логопедом, совместные занятия со специалистами, многократный повтор информации родителями для лучшего усвоения материала.

Особое внимание уделяется развитию познавательных навыков, эмоциональной сферы, мелкой моторики и стабилизации психологического состояния.

Лечение задержки психического развития осуществляется посредством:
  • игровой и арт-терапии;

  • коррекции речевых расстройств;

  • оказания помощи в социальной адаптации;

  • использования препаратов для улучшения кровоснабжения мозга и улучшения памяти;

  • физиотерапевтических процедур;

  • лечебного массажа;

  • занятий ЛФК;

  • плавания.

Осложнения при ЗПР развиваются редко. Они состоят в полном отсутствии социальной адаптации и тяжелых психических расстройствах.

Профилактика задержки психического развития заключается в отказе будущей матери от вредных привычек, исключении воздействия негативных факторов во время беременности, своевременном лечении инфекционных заболеваний, обеспечении должных психологических и социальных условий воспитания.

img
img