Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального темпа формирования психики ребенка, проявляющееся недоразвитием мыслительной, эмоциональной сферы, отставанием уровня памяти и внимания от нормативных показателей для определенной возрастной категории.
Как правило, диагноз ЗПР ставится в возрасте 5-6 лет, в основном в начальных классах школы, в период начала активного обучения.
Различают 2 основные группы причин ЗПР: биологические и социальные. К биологическим относятся тяжелые состояния женщины в период вынашивания плода (токсикозы, инфекционные заболевания, отравления тяжелыми металлами, различные травмы), гипоксия во внутриутробном периоде, преждевременное начало родовой деятельности, родовые травмы, инфекции и токсические поражения организма ребенка в возрасте до 1 года. К социальным причинам относятся: наличие в жизни ребенка частых стрессовых ситуаций, негативным образом влияющих на его психоэмоциональное состояние, отсутствие должных условий семейного воспитания, длительный период ограничения естественной жизнедеятельности.
В группе риска находятся дети, имеющие наследственную предрасположенность к ЗПР, матери которых во время беременности употребляли спиртные напитки, наркотические вещества, курили, а также дети из неблагополучных семей.
Проявления задержки психического развития касаются всех интеллектуальных процессов. Восприятие ребенком с ЗПР получаемой из внешнего мира информации замедлено и фрагментарно, вследствие чего у него отсутствует полный образ окружающего мира. К признакам задержки психического развития относится также лучшее развитие зрительного восприятия, чем слухового.
Внимание у таких детей неустойчиво, их постоянно отвлекают посторонние предметы и люди. Трудность вызывает необходимость сосредоточиться на определенном виде занятия, восстановить логическую цепочку происходящего.
Симптомы задержки психического развития:
-
расстройства устной речи (искажение произношения звуков, низкий словарный запас, трудности в составлении предложения);
-
нарушения письменной речи;
-
чрезмерная двигательная активность;
-
нарушение мыслительной функции;
-
повышенное беспокойство;
-
конфликтность;
-
замкнутость;
-
отсутствие способности к фантазированию;
-
плохая координация движений;
-
дискинезии (нарушение процесса переваривания пищи).
Диагностика задержки психического развития производится психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и включает:
-
сбор анамнестических данных;
-
оценку условий проживания и взаимоотношений внутри семьи;
-
нейропсихологическое обследование;
-
диагностику речи и эмоционально-волевых качеств (в процессе беседы психолога с ребенком);
-
инструментальные исследования для определения состояния головного мозга: ЭЭГ, КТ или МРТ;
-
исследования, позволяющие исключить наличие олигофрении и аутизма.
Лечение ЗПР происходит при содействии специалистов: логопеда, невролога, педиатра и психиатра, психолога.
Прежде чем лечить задержку психического развития, проводится оценка тяжести нарушений в определенной сфере, на которую нужно будет сделать особый акцент во время занятий со специалистом.
После проведения диагностических мероприятий и постановки диагноза определяется, как лечить ЗПР в конкретном случае с учетом особенностей развития ребенка. Коррекционный курс включает индивидуальные или групповые занятия с психологом и логопедом, совместные занятия со специалистами, многократный повтор информации родителями для лучшего усвоения материала.
Особое внимание уделяется развитию познавательных навыков, эмоциональной сферы, мелкой моторики и стабилизации психологического состояния.
Лечение задержки психического развития осуществляется посредством:
-
игровой и арт-терапии;
-
коррекции речевых расстройств;
-
оказания помощи в социальной адаптации;
-
использования препаратов для улучшения кровоснабжения мозга и улучшения памяти;
-
физиотерапевтических процедур;
-
лечебного массажа;
-
занятий ЛФК;
-
плавания.
Осложнения при ЗПР развиваются редко. Они состоят в полном отсутствии социальной адаптации и тяжелых психических расстройствах.
Профилактика задержки психического развития заключается в отказе будущей матери от вредных привычек, исключении воздействия негативных факторов во время беременности, своевременном лечении инфекционных заболеваний, обеспечении должных психологических и социальных условий воспитания.